Медиакарта
19:53 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Во имя спасения

20:30 | 22 июня 2012
Источник: Призыв

К теме домов-интернатов, эвакуированных из блокадного Ленинграда, заставляют вернуться архивные документы, предоставленные Тюменским издательским домом. Деловые бумаги, списки, акты обследования, хранящиеся в Государственном архиве Тюменской области, в Государственном учреждении «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области», Историческом архиве Омской области и ведомственном архиве Министерства образования Омской области, ценны тем, что дают подлинную, объективную картину сельской жизни военных лет. Рассказывают о том, что уже давно стёрлось в человеческой памяти. Сегодня – новые документальные подробности о жизни ленинградских детей в Агараке.

1943 год. Они, пожалуй, нигде так неистово не мечтали о будущем, как здесь, в деревянном, дальнем селе, сбившись у тёплой печи при тусклом пламени огня керосиновой лампы или просто лучины. Мечтали о встрече с родными и близкими, которая наступит сразу, как только прорвут блокаду. Сибиряки, районная и сельская исполнительная власть, педагоги, жители села, агаракцы, сделали всё, чтобы эта встреча не была омрачена ничем. Думается, что этот документ имеет непосредственное отношение к жизни ленинградцев в Сибири. В прошлом году мы давали записи директора Е.А.Савиновой. В этом – новые детали и подробности.

«1943 год. Июня 23 дня. Мы, нижеподписавшиеся, инспектор Ленинградского совета Калинин Иван Васильевич и инспектор Юргинского РОНО Машкова Анастасия Павловна составили настоящий акт в том, что сего числа нами в присутствии директора интерната №189 Савиновой Екатерины Александровны и врача Манчининой Елены Николаевны произведено обследование работы и быта детей в названном интернате: в с. Агарак, Юргинского района, Омской области. Обследованием установлено:

Интернат занимает один каменный двухэтажный дом школы и пять деревянных домов крестьянского типа общей площадью 371 кв. метр. Под спальни занято 278 кв.м, под изолятор – 20, под канцелярию – 15 кв.м, под кухню и столовую – 18 кв.м, под квартиру директора – 20 кв.м. Все занимаемые интернатом помещения для эксплуатации пригодны. Требуются: текущий ремонт, работы по отоплению. На зимний период – ремонт печей. Из подсобных помещений имеется хлев для семи коров, стайка для свиней, два овощехранилища подпольного типа на 20 тонн, баня и прачечная, кладовая для продуктов.

Воспитанников на день обследования числится 109 человек. Мальчиков – 45, девочек – 64, дошкольников – 104.

В селе Агарак имеется только неполная средняя школа. В силу этого 23 человека переведены в 8 класс и будут направлены в Юргинский интернат. Из Ленинграда интернат выехал с количеством детей 229 человек. За время эвакуации выбыло из интерната: в Ярославской области к родителям и родственникам 101 человек. Взято родителями по пути следования из Ярославской в Омскую область 11 человек. Переведено в Юргинский интернат в 8 и 9 классы 20 человек, определено в школу ФЗО – 11 человек.

Из наличного состава детей – 14 круглых сирот, потерявших связь с родителями и родственниками. В текущем году подлежит трудо-устройству пять человек. В составе воспитанников интерната 26 членов ВЛКСМ, 44 пионера.

Документация на выбывание детей в спецшколу пяти человек и ремонтное училище в Омск – отсутствует. Штат интерната на день обследования: Екатерина Александровна Савинова – директор. Ада Ивановна Хаецкая – воспитатель. Антонина Васильевна Осипова – воспитатель, Афанасий Иванович Сергеев – завхоз. Елена Ароновна Полякова – счетовод. Елена Николаевна Манчинина – врач.

Штат воспитателей на день обследования не укомплектован. Требуются два воспитателя и пионервожатый. Деревянное оборудование и хозяйственный инвентарь минимальные потребности интерната удовлетворяют. Кухонный и столовый инвентарь недостаточен. Имеется только 2 котла, 1 кастрюля, 6 чугунов, 3 эмалированных бочка, 2 мясорубки, 18 сковородок и 10 мисок. (Далее – сведения о наличии мягкого инвентаря и верхней одежды, нижнего белья, головных уборов и обуви по данным инвентаризации на 1 января 1943 года, оправдывающие слова, вынесенные в название рубрики «Согретые Сибирью» – Прим. автора).

Общежитие средних девочек вышло из ремонта накануне нашего приезда. Уже приведено в надлежащий порядок. В этом общежитии чисто, уютно, кровати покрыты белыми простынями. Санитарное состояние дворовых участков и общежитий старших и младших девочек вполне удовлетворительное. Интернат обслуживает опытный врач-педиатр Е.Н. Манчинина. Работа врача спланирована. Профилактическая работа санпросветительского характера проводится. Лечебная работа поставлена хорошо, построена по расписанию на каждый день, проводится в специальном изоляторе. Питание детей удовлетворительное. Имеются перебои с поставкой продуктов в марте и апреле. Интернат сам заготовил 115 кг мяса, 1,6 кг сухих грибов, солёных грибов – 835 кг. Квашеной капусты – 60 кг. Муки – 8,7 кг, клюквы – одно ведро. Силами детей заготовлено солёных грибов – 862 кг, сухих –15 кг, свежих – 422 кг.

Получено от личного подсобного хозяйства молока 2395,5 литра, свинины – 84,8 кг, ливера – 5,7 кг, сбоя – 11,8, картофеля – 10 тонн, капусты – 722 кг, овощей разных – 750 кг. Имеется 3 коровы, 2 свиноматки, 18 поросят.

Интернат имеет годовой производственный план работы, большинство мероприятий которого ориентируют на привитие детям навыков личной гигиены, общественных и трудовых навыков, чувств патриотизма, теоретических знаний по сельскому хозяйству для осознания восприятия практических работ в подсобном хозяйстве.

Комсомольцы и пионеры организованы по линии школы. Внешкольная работа представлена художественной работой по вышивке и музыкальным кружком. Хорошо работает редколлегия, выпускающая стенгазеты, рукописи литературно-художественного и бытового журнала. Политинформация и сводка информбюро зачитывается директором на линейке или воспитателями по группам».

Из сухих строчек официального отчёта создаётся картина эвакуации блокадных детей в сибирский край, в наш район. Образ войны.

С душевным трепетом перечитываю архивную хронику обездоленного войной детства. Живо представляю ослабленных голодом и трудной дорогой детдомовцев, в глазах которых «читались» страдания и ужасы войны. Суровая блокада отняла у них отцов и матерей, братьев и сестёр, школу и дом. Маленькие ленинградцы, привезённые в Агарак, были больны. Потрясения наложили отпечаток на душевный мир детдомовцев. Вернуть к жизни детей, обречённых войной на разлуки, можно было только теплом заботливых рук и светом искренней любви.

Безграничную симпатию вызывают работники Агаракского интерната, протянувшие руку помощи детству военной поры. В их каждодневном труде и не бросающемся в глаза подвижничестве я вижу скромную красоту подвига. Трудно, спустя десятилетия, сохранить ощущения того времени. Время уничтожило все реликвии: письма, фотографии, предметы обихода. Работа с архивными документами в течение минувшего и этого года воскрешают события, которые для нас были белым пятном в истории Юргинского края. Акты, отчёты, ведомости, другие деловые бумаги свидетельствуют о том, что агаракцы с обострённым чувством боли и сострадания приняли эвакуированных. Помогали, чем могли: продуктами и одеждой, дровами, лекарствами. Трудности войны делали людей отзывчивыми на чужое горе. Было больно одному – больно всем. Умирал один – горевали все. По блокадным, да и по сибирским меркам, воспитанников детдома кормили хорошо. Сельский совет выделял хлеб, крупу, сахар. И вся голодная сибирская глубинка воспринимала это с пониманием. Время уводит с собой очевидцев. Живущим остаётся память. С чувством светлой грусти я смотрю на большой двухэтажный дом, где жили ленинградцы. Он как святая реликвия, как символ счастья, доставшегося дорогой ценой.

Автор: Т. Усольцева