Новый ЗАГС многим кажется дворцом. Конечно, он таковым и является. Но для Ирины Казакевич, нового руководителя тюменского комитета ЗАГС, дворец – еще и место работы. Здесь радость переплетается с печалью, а торжества – с буднями.
– Ирина Александровна, как вам работается на новом месте?
– Конечно, здание Дворца бракосочетания не сравнишь с небольшим залом торжеств, который был в ЗАГСе Калининского округа, где я раньше работала. Но я благодарна тем людям, которые тогда были (многие и остались) рядом со мною. Для успешной работы всегда надо начинать с самого простого – обычных процедур регистрации, ведения архивов…Хотя, конечно, когда впервые переступаешь порог Дворца бракосочетания – дух захватывает. Даже москвичи признают, что тюменский ЗАГС – один из лучших в России. Не только по внешним характеристикам. Он еще и удобный, практичный, в нем все продумано до мелочей.
– В апреле новому ЗАГСу исполнился год. Правда ли, что с введением его в строй количество браков в Тюмени увеличилось?
– За год здесь зарегистрировано 6474 брака. За аналогичный период прошлых лет было – 5260. Рост за год более чем на тысячу! И динамика сохраняется. С начала года оформили свои отношения уже более 2662 новобрачных. Хотя главное даже не количество браков, а то, что их стало больше, чем разводов.
– Под этой крышей – несколько залов для бракосочетаний. Какой из них самый востребованный?
– В прежних районных ЗАГСах был только один зал для торжественной регистрации, у нас их – четыре: Изумрудный, Лазурный, Янтарный и Жемчужный. Названия им придумали еще на стадии проектирования. От них отталкивались, когда подбирали цветовое и композиционное оформление. Нам хотелось, чтобы и в названии, и в отделке чувствовались торжественность, благородство и, в то же время, нежность. От слова «рубиновый», например, мы сразу отказались – в нем слишком много агрессии. А нам хотелось, чтоб было больше – любви.
Все залы пользуются примерно одинаковой популярностью. Да и мы стараемся распределять нагрузку равномерно. Но особые пожелания бывают. Чаще всего у невест. Иногда им хочется, чтобы название зала подходило… к цвету их глаз или свадебному платью.
– Какие бракосочетания бывают чаще – пышные или скромные, многолюдные или с глазу на глаз?
– Торжественных, с множеством гостей, – больше. Число приглашенных мы не ограничиваем, новобрачные сами решают, сколько друзей и родственников пригласить. Но выбирают, как правило, более практичный и комфортный вариант. Чтобы в зале не было толчеи, суеты, чтобы церемония прошла красиво. Есть и такие пары, которые, по разным причинам, предпочитают минимум гостей.
– Существует ли какой-то фэйс-контроль, ограничения во внешнем виде для новобрачных или их гостей? Можно ли, например, прийти на регистрацию в сланцах, спортивной или военной форме?
– В прежние времена в старых ЗАГСах разные случаи бывали. Но во Дворце бракосочетания таких проблем, почему-то, не существует. Видимо, сама обстановка обязывает. Единственно, кто иногда выбивается из общего фона и не всегда соответствует торжественности момента – приглашенные фотографы. Они могут прийти и в шортах, и в майке.
– Мода меняется, и на выпускные балы современные старшеклассники могут позволить себе прийти в откровенных нарядах. Церемонии бракосочетания это веяние не коснулось?
– Тюменские невесты пока не стремятся к авангарду, больше предпочитают классику – в стиле одежды и в ее гамме. Никаких кричащих фасонов или расцветок платьев пока не было. Наоборот, молодые все чаще обращают внимания на традиции. Правда, скорее, западные, чем русские. Например, подружкам невесты покупают платья одинакового цвета. Или на церемонию бракосочетания новобрачную вводит в зал отец.
– С какого возраста тюменцы обычно вступают в брак? Часто ли регистрируются ранние или поздние браки?
– Средний возраст заключения брака – от 25 до 34 лет. Законом Тюменской области в особых случаях разрешено оформлять брачные отношения и с 14 лет. Но ни в прошлом, ни в этом году таких случаев не было. В 2010 году женился один 14-летний юноша, но невеста его была совершеннолетней. Самый возрастной – 92-летний – жених у нас был в прошлом году (его избранница – на 10 лет моложе), но брак у них – не первый.
– Модно ли сейчас выходить замуж за иностранцев, как это было в 90-х годах? И часто ли заключают браки мигранты?
– За год зарегистрировано 208 браков с иностранными гражданами. Но, в отличие от перестроечных времен, чаще – это граждане ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Гораздо реже тюменские невесты выходили замуж за представителей Турции, Германии, Израиля, Великобритании.
Теперь – другая мода: регистрировать браки не с иностранцами, а с соотечественниками, но за рубежом. Необычное бракосочетание при этом сочетается со свадебным путешествием. Но экзотика – не гарантия крепости семейного союза. И о том, что брак тюменцы заключили где-то в другой стране, мы узнаем, когда приносят документы на развод.
– В последние годы новобрачные часто обращают внимание и на магию чисел…
– В поисках счастья и в создании семьи лучше всего надеяться не на внешние силы, а на себя. И верить не в знаки, а в любовь. Хотя суеверия по-прежнему сильны. Из года в год в мае, например, регистрируется наименьшее количество браков. Не очень любят новобрачные и 13-е число. Зато в этом году самым популярным станет, наверно, 12 декабря. На этот день уже подано 17 заявлений. Но я уверена, что магия чисел не имеет никакой силы без магии чувств. Нет выше дара, чем любовь.
– А если новобрачные все предусмотрели, но забыли паспорта или кольца?
– Такие случаи нередки, но свадьбы из-за этого еще никто не отменял. Зарегистрировать брак можно и без колец, а документы – подождать. Недавно, например, на регистрацию брака приехали молодые из поселка Боровский. И в последний момент оказалось, что они забыли паспорта. Невеста расстроилась. Время церемонии просто немного поменяли, и свадьба состоялась.
– А в обморок от таких переживаний никто не падал?
– Волнений, конечно, у всех много, но пока обходилось без ЧП. «Скорую» вызывать не потребовалось. А из врачебной помощи чаще требуется не медицинская, а психологическая. Достаточно поддержать человека, успокоить – и многие симптомы проходят без лекарств.
– Чтобы каждый день скреплять чужое счастье, наверно, надо быть особенным человеком?
– На такую специальность, как работник ЗАГСа, нигде специально не готовят, хотя в последнее время стали чаще проводить курсы повышения квалификации, семинары для обмена опытом. Профессионализм в этой сфере, как и в других, нарабатывается с годами. Главное в этой профессии, на мой взгляд, – внимательность и внимание к людям. И та, и другая черта одинаково необходимы. Но очень важны и такие качества, как доброжелательность, коммуникабельность, умение красиво и правильно говорить.
Может, это покажется странным, но все, кто у нас работает, – очень творческие люди. Казалось бы, одна церемония должна походить на другую, ведь ритуал расписан по минутам. Но на самом деле все бракосочетания – разные. Как и вступающие в брак люди. Как и само счастье – оно многолико, и у каждого свой его рецепт.
НА СНИМКЕ: Ирина Казакевич.
Фото Гали Безбородовой