Медиакарта
0:53 | 23 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тяжёлая мужская работа

Быть хирургом, по мнению доктора Рустамова, – значит нести большую ответственность за жизнь людей

В травматологическом отделении областной больницы № 3 жизнь не прекращает заведённого течения ни на минуту.

Утром, так же как и вечером, по коридорам, выкрашенным в нежно-салатный цвет, торопятся медсёстры, шаркают покоящимися в гипсе ногами больные... Но никакой суматохи – среди светлых стен, звона металлических инструментов и гладкого кафеля царят порядок и спокойствие. И одной из главных причин этого является грамотное руководство отделением.

Зав.отделением стоит напротив окна в ординаторской. Рассматривая рентгеновский снимок, он водит пальцем по изображению костей и что-то тихо говорит женщине в белом халате. Та кивает головой и соглашается. Мужчина улыбается, возвращает снимок, и идёт в свой кабинет. На двери ярко-красная табличка с надписью: Рустамов Аслан Бугадинович.

Взгляд падает на рабочий стол, на котором в особом порядке, ведомом только бессменному обитателю этой комнаты, расположены бумаги, компьютерное оборудование, медицинская литература. Рядом – мягкий красный диван. Я представляю, как врач заходит в кабинет, смотрит в зеркало, поправляя чуть покрытые царственной сединой тёмные волосы. Он неспеша моет руки, вытирая их безупречно чистыми полотенцами, делает несколько шагов и садится за стол, готовясь разобрать бумаги и почту. Раздаётся стук в дверь – на пороге застенчивый посетитель. Заведующий отделением добродушно улыбается и приглашает присесть. Он откладывает всё, занимавшее его ранее, выпрямляется, демонстрируя осанку, которой позавидовал бы любой танцор. Он готов слушать, готов помочь, человек в синей одежде врача смотрит прямо в глаза пациента, сложив перед собой руки.

Ладони Аслана Бугадиновича – отражение профессии: гладкие, ни одной морщинки, всегда чистые и сухие, ногти аккуратно подстрижены. Наверное, именно такими и должны быть руки хирурга. От мастерства и ловкости их зависят жизни многих больных, ведь этими руками сделано более двадцати тысяч операций... О трудовых буднях сам врач говорит просто: за двадцать пять лет работы в Тобольской больнице всякого повидал, с разными людьми встречался в стенах своего отделения. «Есть случаи, которые не могу вспоминать без слёз, – замечает Аслан Бугадинович, – а были и забавные, и интересные... Однажды мне одному человеку пришлось пришить ногу. Вообще-то, такой операцией должны заниматься три бригады: травматологи, нейрохирурги и сосудистые врачи. А я сам справился. Сейчас этот мужчина живой и здоровый, ходит самостоятельно». Врач улыбается, рассказывает о пациентах, которым когда-то смог помочь. Таких много: ему звонят из разных уголков России, ближнего зарубежья. Вспоминая больных, доктор говорит медленно, с расстановкой – даёт о себе знать педагогическая деятельность. Нет-нет, да мелькнёт в голосе удивительно бархатистая нотка, какие бывают только в мелодичных голосах людей, родившихся на Кавказе. Конечно, благодарность пациентов – лучший показатель высокого профессионализма врача. Об этом свидетельствует и множество грамот, дипломов. Но их Аслан Бугадинович не вывешивает напоказ, как обычно принято у многих. На стенах его кабинета по-простому расположены в обычных рамках фотографии его большой семьи: жены и трёх дочерей. Эти снимки он сделал сам, увлекаясь фото и видеотворчеством.

Так почему же именно врач, ведь в мире столько профессий? На заданный мною воп­рос Аслан Бугадинович шутит: «Раньше было престижно или в космос лететь или врачом становиться. Куда поступать на космонавта не знал, поступил на хирурга». С выбором он не ошибся. Сейчас Рустамов – высококлассный, востребованный специалист. Скольких больных, потерявших веру в себя, в возможность вернуться к полноценной жизни, ему удалось поставить в буквальном смысле на ноги, скольких возвратить к жизни! Доктор проводит очень сложные операции, применяя в своей практике последние достижения нанотехнологий. Благодаря Рустамову, в Тобольске проводится эндопротезирование тазобедренных суставов, выполняются операции на поз­воночнике с применением пористых сплавов никелид-титана (металла с памятью формы), при переломах трубчатых костей таза используются специальные стержневые аппараты, также в отделении делаются операции по протезированию сосудов и пластике сухожилий. Только специалисты в этой области медицины знают, как сложны и ответственны такие операции, насколько зачастую сопряжены с риском. Но Аслан Бугадинович, хотя и является инициатором внедрения многих новшеств, о своих заслугах скромно умалчивает. Известный в городе травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук доктор Рустамов постоянно повышает квалификацию, интересуется всеми мировыми достижениями в медицине, и, в частности, травматологии и ортопедии, участвует в медицинских форумах. Вот и сейчас готовится к симпозиуму в Берлине: работает над докладом, хлопочет по поводу визы... Немым свидетелем этого серь­ёзного процесса вдруг предстаёт чёрный кожаный портфель с документами, стоящий за спиной врача.

«Моя профессия изменила меня в лучшую сторону, – признаётся Аслан Бугадинович, смотря мне прямо в глаза. – Она учит быть ответственным, учит сочувствовать чужому горю, быть добрее. Хирургия – это серьёзное занятие, тяжёлая мужская работа. Это ответственность, ведь иногда надо причинить боль, чтобы спасти человека».

Тут врач искренне улыбается, несколько раз щёлкает клавишами компьютера и завершает беседу. Его ждут в отделении.

Анна ТАРЛАП Юрий ПОПОВ (фото)