Медиакарта
9:52 | 4 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хомей и сыгыт Дмитрия Тихонова

Этот молодой человек славянской внешности - едва ли не единственный из жителей Тюмени, владеющий древнейшей техникой горлового пения.

По крайней мере, людей подобного рода редко можно встретить, да ещё в городских условиях. Вживую, а не по телевизору, услышать тувинско-тибетскую гортанную музыку, самому воспроизвести её Дмитрию Тихонову захотелось лет пять назад.

Вперёд, к первобытности

Музыкой он увлёкся ещё в юношеские годы. Постепенно открыл для себя бесконечное разнообразие музыкальных стилей и жанров. Оказалось, что вершины национальной музыкальной культуры большинству людей, особенно проживающих в российских городах, почти недоступны. А ведь в них – всё великолепие красок и смыслов, присущих национальному генокоду. Без этой почвы душа высыхает, как дерево, вырванное из земли.

-Я убеждён, - говорит Дмитрий, - что народная музыка несёт в себе мистическое начало, позволяет глубже понимать окружающий мир, людей. Когда-то народная культура была массовой. Новодельные суррогаты-однодневки ютились на её окраинах. Нынче ситуация абсолютно обратная. Мы не знаем той музыки, которая столетиями сопровождала наших предков на поле брани, на праздниках, в трудах, в беде и в радости. Она редко звучит со сцены, по радио и телевидению. А ведь она раскрывает способности человека, усиливает его личностное начало. Опыт, мудрость, характер, настроение целого народа – всё отражено в этой музыке.

Почему Алтай, Тува, Хакасия, Тибет привлекают туристов? Там силён культ предков. Тувинцы с младых ногтей знают, что горлом можно петь, говорить, свистеть, это безграничный инструмент. В чукотском горловом пении вдох и выдох происходят одновременно. При каждом вдохе и выдохе поются слова песни и звуки, подражающие звукам природы. Это сложнейшая техника, которой представители древнейшего народа обучаются не в музыкальных училищах, а по принципу «от учителя к ученику». Те же чукчи или тувинцы ещё при этом играют на комусе или варгане.

Начать освоение техники горлового пения можно со стиля «Хомей». «Сыгыт» - это вершина мастерства, то, чему нужно обучаться годами. Через годы занятий горлом можно извлекать звук, который, как утверждают знатоки, другому человеку можно услышать за несколько километров. Голосовые связки, кстати, при горловом пении не участвуют в извлечении звука.

По словам Дмитрия, чем активнее цивилизация давит на человека, тем больше у него страхов, зажимов, опасений. В силу воспитания, каких-то социальных ограничений, взрослея, человек теряет свои голосовые возможности. У большинства мужчин могут быть красивые приятные голоса. Но с возрастом мужчина двигается и говорит всё тише, всё неестественней, и к 25 годам его голос уже значительно выше, чем мог бы быть изначально. Горловое пение обращает внимание на эту проблему, уравновешивает «внутренний» голос с голосом «внешним».

-Если кто-то начинает учиться горловому пению, то голос моментально «садится» на несколько тонов ниже, - отмечает музыкант. – Такой голос добавляет тебе уверенности, ты хочешь говорить таким голосом постоянно, ассоциируешь себя с ним. Если освободишь свой собственный голос, то начнётся своего рода цепная реакция. Изменение голоса потянет за собой изменение телесной моторики, поведения, жизненных обстоятельств в целом.

Безусловно, горловое пение – это не панацея, но оно способствует саморазвитию человека, восстановлению его внутренней гармонии. Многие люди даже не подозревают, что они способны на такие низкие ноты, могут издавать практически первобытные «животные» звуки, длить выдох во время пения на протяжении 30-50 секунд, и это ещё не предел.

У истоков фестиваля

Когда человек чем-то увлечён, что-то ищет, судьба всегда сводит его с теми, кто может ему посодействовать. Так Дмитрий Тихонов познакомился с людьми, которые подсказали ему, как сделать хантыйский музыкальный инструмент «нарс юх». Двадцатидвухлетний русский парень принялся за работу.

-Дело в том, что те же алтайцы, тувинцы, ханты, тибетцы все свои национальные инструменты не в магазинах покупают, а делают их своими руками, - говорит Дмитрий. - Нарс юх – это такая цитра с четырьмя струнами, выглядит, как лодочка, и по звуку напоминает звук арфы. Это тот редкий случай, когда я сделал некую вещь самостоятельно, и она у меня получилась. А ведь я даже паяю не очень. Инструментом заинтересовались не просто любители, как я, а профессиональные музыканты. Нынче им владеют участники питерской группы «Северга», играющей этническую музыку. Кстати, родом ребята из Тюмени - бывшая команда «Солноверт».

Затем были другие инструменты: и покупные, и сделанные собственными руками: домбра, комус, бубен, китайская окарина «сюнь», австралийская труба «диджериду». Дмитрий учился на них играть, сочинял музыку. Кстати, чтобы играть на диджериду, нужно научиться одновременно с выдохом делать вдох носом – для непрерывности звука. Это очень древний инструмент, почти доисторический. Аборигенам Австралии природа подарила его в готовом виде. Сердцевину дерева выедали термиты. Однажды человеку захотелось подудеть в эту трубу. Так возник ещё один духовой инструмент.

Поскольку Тюмень - город многонациональный, Дмитрий Тихонов, Павел Дереча, Михаил Чащин, участники групп «Солноверт», «Волшебные мантры» и других пришли к идее проведения в городе фестиваля этнической музыки. Поначалу, это были просто небольшие выступления молодых музыкантов – в библиотеках, аудиториях, маленьких зальчиках Домов культуры. Многие впервые услышали, как плачет армянский дудук, как смеётся грузинская зурна, как рокочет русский народный варган, как звенят белорусские цимбалы. Вскоре городской этнофестиваль «Небо и Земля» стал межрегиональным, получил известность и признание у публики. На нём всегда царит необычайная, почти волшебная атмосфера. Фестиваль проходит каждый год в июне.

-Горжусь, что я принял участие в зарождении фестиваля, - говорит Дмитрий. – Надеюсь, что ему предстоит долгая жизнь.

Что ж, если у истоков хорошего дела стоят любовь и талант, скорее всего, так оно и будет.

Автор: Вячеслав Девятков