Медиакарта
19:47 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Депутаты едут на заводы

Современные строительные материалы из дерева во многом превосходят металлические и железобетонные: огонь их не берет, ветра не продувают, и мыши не грызут. В среду на выездном заседании комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию руководители трех тюменских заводов лесопромышленного комплекса попытались донести до депутатов преимущества своих продуктов и проблемы, с которыми сталкиваются. И радости, и заботы у предприятий - общие. К достижениям можно отнести то, что тюменцы известны далеко за пределами области и даже России. Завод «Сибжилстрой» продает каркасные дома и клееный брус на Алтай и в Свердловскую область. Компания «Карсикко дом» возводит микрорайоны на Ямале и в Южной Осетии. Продукцию «Тюменского фанерного завода» знают в США, Канаде, Японии, Вьетнаме и даже в Австралии. Однако, как сказал в ходе экскурсии директор областного департамента лесопромышленного комплекса Алексей Пайвин, достигнуты эти результаты «с низкого старта», и нашим заводам еще есть куда расти. Так, «Сибжилстрой» готовится запустить линию по производству цементно-стружечных плит. Директор предприятия Виталий Жданов перед посещением цеха попросил не обращать внимания на строительно-монтажные работы: компания продолжает реанимацию завода, который находился в полном упадке еще два года назад. Сейчас работают две линии по производству панелей домостроения и клееного бруса, которые ежемесячно выдают 3,5 тысячи кубометров продукта. Новая линия увеличит объемы еще на тысячу, однако, по словам директора, существующие объемы – лишь половина возможностей завода. – Почему-то у нас заказывают дома покупатели из других областей, – говорит Жданов, – а государственные заказы из Тюменской области ничтожно малы. К тому же не хватает лесных угодий для заготовок… На Тюменском фанерном заводе тоже готовятся к расширению при существующей средней загрузке в 50 процентов. С 2005 года реализуется инвестиционный проект по обновлению материальной базы. Первый этап завершен, и в начале 2013 года должна быть открыта линия по производству большеформатной фанеры, пользующейся большим спросом на международном рынке. Генеральный директор Альмира Каримова говорит, что восстановление завода было бы невозможно без поддержки областных властей, однако сетует на проблемы: – Всегда нам будет казаться, что сырья не хватает. Вроде бы, область стала заготовлять дерева на 40 процентов больше, чем в прошлом году, однако лесозаготовители любят работать с ценными хвойными породами, а не со слабыми тюменскими березками. Больше 60-ти процентов сырья завод закупает в соседней Свердловской области. Тем не менее, предприятие готово перерабатывать всю тюменскую древесину, даже закупая специальные станки для доработки неликвидной березы. Основными причинами, сдерживающими дальнейшее развитие отрасли, в департаменте лесопромышленного комплекса называют слабую развитость лесной инфраструктуры, удаленность эксплуатационных запасов от транспортных магистралей, низкую инвестиционную привлекательность отрасли. Добавляют головной боли растущие цены на электроэнергию, топливо и транспорт. Собственно, для поиска разрешения ситуации и состоялось такое выездное заседание. По его итогам комитет подготовил постановление, где рекомендует областной Думе увеличить государственную поддержку лесопромышленников в связи с высокой стоимостью оборудования. Сами заводчане предлагают еще ряд мер. В частности, ассоциация лесозаготовителей и деревообработчиков Тюменской области призывает заменить аренду земельных участков для заготовок сырья договорами купли-продажи леса. Аренда – процесс длительный и затратный, а возможность покупки живых насаждений для коммерческих целей приведет в отрасль малый и средний бизнес, увеличит объемы заготовок. Ассоциация просит также восстановить государственную финансовую поддержку предприятий, которые занимаются проектированием и строительством лесовозных дорог. С 2009 года, по сведениям ассоциации, данный вид помощи отсутствовал. Для обеспечения независимости заводов от тарифов РЖД предлагается пересмотреть допустимые нормы нагрузки на автотранспорт – повысить максимально разрешенную массу автопоезда до 60 тонн, а нагрузку на ось - до 10 тонн. Действующие нормативы устарели и не соответствуют возможностям современного транспорта и дорожной инфраструктуры. Добавлю, что некоторые из предложений, озвученных ранее, учтены в новом законе «О мерах по развитию лесопромышленного комплекса в Тюменской области», принятом в ноябре 2011 года. Расширены формы господдержки. Теперь предприятия могут рассчитывать на компенсацию расходов по лесовосстановлению, лесоустройству, инженерному обустройству, проектированию и строительству лесовозных дорог. Планируемый объем поддержки составляет 406 миллионов рублей, что в восемь раз больше прошлогоднего. Осталось только, чтобы промышленники распорядились своими возможностями правильно.

Автор: Дмитрий Зайцев