Медиакарта
1:46 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фотооткрытка: Старый дом и подземный ход

Дом Михаила Керженцева. Построен в 1880-х годах. Тюменские купцы возводили свои дома в непосредственной близи от Ярмарочной площади. Так было легче контролировать продавцов, зазывал, удобнее подвозить товары. Судовладельцы же селились у реки. В XIX веке сегодняшняя улица Пристанская считалась одной из самых важных. По своей значимости она вполне могла поспорить с Царской, потому что именно у реки сходились два основных транспортных пути того времени – речной и железнодорожный. Поэтому бок о бок с судовладельцами жили работники станции «Тура». Вот, например, судовладелица Давыдова (ее дом на улице значится под номером 14) и директор станции «Тура» Михаил Керженцев (дом номер 1) были соседями. Правда, сразу заметно, кто из них двоих обладал большим капиталом. Дом Давыдовой - каменный, двухэтажный. В нем располагались и торговые лавки, и контора пароходства, и жилые комнаты. Именно здесь в 1887 году останавливался известный ученый, изобретатель радио Александр Попов. В доме Керженцева он, пожалуй, останавливаться бы не стал. Дело даже не в том, что полутораэтажный дерево-каменный дом директора железнодорожной станции слишком скромен. Просто в нем было, что называется, семеро по лавкам. Семья Керженцева даже по тем временам считалась многодетной, в ней росли девять ребятишек. К сожалению, о самом Керженцеве известно не так много. Директор музея истории науки и техники Зауралья, профессор Виктор Копылов в своем очерке «Окрик памяти» пишет: «Михаил Степанович Керженцев – начальник станции «Тура». Благодаря его стараниям и заботам станция «Тура» всегда отличалась ухоженностью, чистотой и порядком. <...> Дом Керженцева хранит множество тайн. Рассказывают, что под ним до сих пор сохранились подземные ходы в сторону реки и станции и еще дальше – до пристанских складов по улице Госпаровской. На них не раз натыкались строители домов, особенно в последнее время, когда для оснований стали использовать забивку свай». Кстати, о подземном ходе сохранились свидетельства: после семьи Керженцевых в этом здании проживало множество семей, для некоторых он стал домом на 40, а то и 50 лет. Они говорили, что ход действительно был - и начинался прямо у парадного входа. Старожилы рассказывали, что однажды в него провалилась женщина, спешащая утром на работу – было это еще в 50-х годах прошлого столетия. Соседи помогли ей выбраться. Одного из них – молодого парня – ход очень заинтересовал. Он не побоялся обвязать себя веревкой, взять фонарь и спуститься в подземелье. Потом говорил, что подземный ход проложен от дома и идет сначала прямо, а потом делится на две развилки. Как будто он даже видел в проходе железную дверь, на которой висел здоровый амбарный замок. Но дальше идти не решился – вдруг потолок обвалится? Соседи настояли, чтобы домоуправление засыпало ход. Волновались, что туда провалится ребенок. Насколько история достоверна, сегодня судить трудно. Где тут правда, а где вымысел, теперь уже никто не скажет. Зато известно, что дом Керженцева изначально строился вовсе не для него, а для купца Маслова. Есть в районе улицы Пристанской крутая дорога, Масловским взвозом называется. Но после того как к реке проложили железнодорожные пути, появилась необходимость расселять поблизости работников станции «Тура». Тогда дом и перешел к Керженцеву и его семье. Во дворе дома в то время стояли хозяйственные постройки, были они там еще 40-45 лет назад. Потом снесли. И была в том же дворе хозяйственная выгребная яма, куда жильцы сбрасывали отходы: ее никто не чистил, нечистоты сами уходили под землю. … Если вернуться к Михаилу Керженцеву, то о нем известно следующее: его расстреляли в 1938 году. Куда перебралась семья – неизвестно. А в дом на Пристанской пришли жить другие люди. Большинство из них не имели уже никакого отношения к станции «Тура». Жизнь пошла своим чередом: дом был превращен в неблагоустроенное коммунальное жилье с общей кухней. Годами люди продолжали топить печи дровами, потом провели паровое отопление. Вчера во дворе дома проветривали ковер… Кто такие Керженцев, Давыдова и все те, другие, кто почти век назад заправляли всем на этой важной городской улице? Никто не помнит их имен.

Автор: Оксана Чечета