Медиакарта
13:04 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мосты, которые соединяют

Мосты через реку Тюменку. Первый построен в конце XVI века. При слове «мост» на ум сразу приходит Санкт-Петербург, разводные мосты которого стали настоящей визитной карточкой города наряду с фонтанами. Визитка Тюмени, конечно, не мосты, но история у них более древняя, чем у питерских. Чтобы коротко рассказать обо всех, потребуется целая серия публикаций. Может, материала хватит даже на книгу – все-таки мостов в городе 18. Поэтому для первой публикации мы выбрали наиболее старинные сооружения над рекой Тюменкой – Никольский и Благовещенский взвозы и мост на улице Перекопской. … Все-таки мост – это строение, которое соединяет, дает свободу передвижения. Вот и первый тюменский мост еще в XVI веке стрельцы и казаки соорудили для того, чтобы свободно перебираться через Тюменку. Она была значительно мельче и уже Туры, а потому перекинуть через нее мост казалось вполне возможным (на Туру тюменцы замахнутся только в 1924-1926 годах, до этого пользуясь лишь лодками и паромами). Строили, правда, на скорую руку и безо всяких изысков. Краевед Александр Иваненко в книге «Новые прогулки по Тюмени» описывает первый мост так: «Берега здесь были крутые, обрывистые, пришлось их срезать и насыпать поперек оврага дамбу. Мост давал выход в Затюменку, где находились первые тюменские пашни и сенокосы на реке Бабарынке. Он многократно перестраивался, однако располагался всегда в овраге». Именно неудобство первого моста заставило тюменцев вновь и вновь его совершенствовать. Изначально подъем и спуск получились настолько крутыми, что не всякая лошадка могла на них удержаться, особенно в гололед или с тяжелым грузом. Поэтому в 1728 году мост полностью перестроили, принципиально изменив его конструкцию. В этот раз за дело, по-видимому, взялись специалисты, имен которых история не сохранила. Однако они сделали так, чтобы мост располагался вровень с берегами оврага и был совершенно пологим. Подъем и спуск не улучшились. Их просто не стало. Поскольку металлоконструкции и железобетон еще не были изобретены, тюменские мостостроители водрузили свое сооружение на городни – деревянные срубы, которые поднимались со дна оврага в виде башен. Между ними оставили пропуски для воды, а сверху положили деревянное мостовое полотно. Высота самой большой «городни» достигала 21 метра, общая длина моста – 162 метра, ширина – 8,5 метра. До сих пор неизвестно, как долго прослужил этот обновленный мост. Известно лишь, что труд безымянных строителей никто так и не рискнул повторить – все последующие архитекторы предпочитали использовать более простые (и, возможно, более устойчивые) конструкции - то есть, заставлять лошадей, а затем и автомобили, нырять в овраг, а затем подниматься наверх. Александр Иваненко пишет, что взвозы стали называть по ближайшим церквям. «По-моему, название Благовещенский взвоз старше, оно могло появиться в самые первые годы XVIII века, когда освятили еще недостроенный Благовещенский храм (1704 год). Никольский взвоз, видимо, получил название только после 1791 года, когда построили и освятили Никольский храм». В 1886 году уже названные взвозы представляли собой не слишком радостное зрелище. Сохранились воспоминания одного путешественника, проезжавшего летом того года через Тюмень. Он писал, что разобраться в конструкции моста ему не удалось, поскольку с боков сооружение было наглухо зашито досками. Однако он обратил внимание на прогнувшееся полотно, а, побеседовав с инженерами, прокладывавшими в овраге водопровод, узнал, что при проезде по мосту экипажей на них падали огромные куски балок, прогнившие настолько, что их можно было проткнуть тростью. По мнению специалистов, держался этот мост исключительно «взаимным тяготением и сцеплением частей». В конце XIX века мост через Тюменку в очередной раз перестроили, поставили на капитальные кирпичные опоры. Присматривал за постройкой моста инженер путей сообщения Александр Филимонович Колмогоров, сын владельца крупнейшего в России кожевенного завода Филимона Колмогорова. И только в конце века XX, когда в Затюменку проводили троллейбусную линию, проще оказалось соорудить два насыпных земляных моста через овраги, Вишневый и Дедилов, чем строить в устье Тюменки мост вровень с берегами. Кстати, с чего мы вдруг решили, что мосты – не визитка Тюмени? Все-таки фотографии с видом на Никольский взвоз и архитектурно-строительный университет не первый десяток лет оказываются на открытках. Правда, это можно сказать далеко не обо всех мостах города. Например, тот, что на улице Перекопской, известен издавна (хотя историки и краеведы точной даты постройки не называют). Но при этом даже опознать в нем строение над рекой сегодня невозможно. Тюменку в этом месте давно заковали в трубу, русло засыпали и засеяли травой. На это сооружение обратили пристальное внимание лишь весной 2009 года, когда вся пешеходная часть моста рухнула без видимых причин вниз – на дно оврага. С тех пор мост фактически перестал быть таковым, а превратился в насыпь. Но во второй половине XIX века, когда Перекопская еще называлась Трусовским переулком, речная вода журчала вовсю. Звуки реки можно было расслышать даже из дома самого купца Трусова, он как раз стоял у оврага. Всего через реку Тюменку построено восемь мостов. Почти все из них – земляные. В следующий раз мы расскажем о двух других – по улицам Первомайской и Камышинской.

Автор: Оксана Чечета