Медиакарта
5:57 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

На защите прав потребителя

01:47 | 12 июля 2012
Источник: Сельская новь

За I полугодие 2012 года в территориальный отдел в г.Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах поступили 29 письменных обращений граждан, из них 31% - на нарушение правил торговли; 41,3% - на качество непродовольственных товаров; 27,5% - на услуги. При рассмотрении обращений факты подтвердились в 51,7%, по ним приняты меры административного наказания в виде штрафа.

В ходе рассмотрения обращений проводились внеплановые документарные и выездные проверки. Хотелось бы остановиться на обращениях граждан на качество непродовольственных товаров. Потребители приобретали обувь, бытовые товары (водяной насос, газовый водонагреватель, газплиту, автозапчасти). При эксплуатации и пользовании товарами выявлялись недостатки, но при этом не каждый воспользовался правом обращения с претензией к продавцу, установленным законодательством.

В соответствии со п. 1.ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при продаже товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Покупатель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При этом потребитель должен знать, что постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924 утвержден «Перечень технически сложных товаров», согласно которому обменять приобретенные устройства или их вернуть в магазин теперь можно будет только в течение 15 дней с момента приобретения. По истечении данного срока обменять покупки можно будет, но после экспертизы и если товар оказался с существенным недостатком, нарушены в установленном в законодательном порядке сроки устранения недостатков или товар нельзя использовать в сумме более 30 дней каждого года гарантийного срока.

Правительство РФ расширило список технически сложных товаров - теперь в него входят смартфоны, цифровые фотоаппараты, телевизоры, кондиционеры, духовые плиты, навигаторы с сенсорным дисплеем и пр. При приобретении любого товара необходимо обращать внимание на наличие необходимой и достоверной информации. В случае отсутствия информации об адресе, фирменном наименовании изготовителя, об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращения вреда имуществу потребителя, если таковые установлены законом или в установленном им порядке. Если указанная информация неполная, то потребитель не может быть уверен в том, что товар надлежащего качества, тогда следует подумать, а надо ли приобретать такой товар.

При обращении граждан по нарушениям правил торговли наиболее часто встречающиеся нарушения - это реализация продовольственных товаров с истекшим сроком годности, отсутствие информации о товаре. Индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам следует обратить внимание, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре в соответствии со ст. 14.8. ч.1 Кодекса об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридическое лицо - от 5000 до 10000 рублей; за нарушение правил продажи отдельных видов товаров с истекшим сроком годности в соответствии со ст.14.15. Кодекса об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей; на юридическое лицо - от 10000 до 30000 рублей.

При получении гражданами услуг (некачественная вода, начисление тарифов ЖКХ, услуги общественного питания) также имеет место факт непосредственного обращения в Роспотребнадзор либо в прокуратуру, а не в управляющую компанию, к руководителю предприятия.

Устные обращения в управляющую компанию принимаются диспетчерской службой, регистрируются и передаются исполнителям, в дальнейшем потребитель может позвонить еще раз и получить информацию о принятых или непринятых и по какой причине мерах. Письменные обращения регистрируются и, если указан адрес обратившегося лица, дается мотивированный письменный ответ.

Особенностью является рассмотрение жалоб и удовлетворение требований потребителей в досудебном порядке. В случае невозможности разрешения обращений граждан имущественного характера в досудебном порядке возникает необходимость защиты в судебном порядке. Роспотребнадзор является административным органом и не может понуждать продавцов к возврату денежных средств. В практике территориального отдела большинство требований потребителей разрешимы.

Автор: И. Покровская, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах