Вчера утром в пожарной части учебного центра ГУ МЧС России по Тюменской области суета была посерьезнее, чем если бы объявили общегородскую тревогу.
Из-за больших ворот гаража раздавались пронзительные звуки, похожие на вой сирены. Но оказалось, шумела вовсе не она, а восемнадцать школьников. Они визжали, пищали, хохотали, наперебой задавали пожарным вопросы и даже рычали (это когда садились за руль большой красной машины и изображали, что едут на пожар).
– А почему из каски пахнет огнем? Ну, почему?! – школьник Андрей Сабитов дергает за рукав своего тезку – заместителя начальника учебной пожарной части Андрея Холода.
– Потому что каска – это часть боевого обмундирования, в котором наши сотрудники выезжают на пожары, – объясняет Андрей Сергеевич. – А запах гари очень въедливый…
Мальчишка на пару секунд задумался, потом затянул под подбородком ремешок каски и понесся по гаражу. На втором вираже его перехватила воспитатель Надежда Антипина.
– А давайте на Андрея наденем всю вашу боевую форму, чтобы так не носился, – предлагает она.
Пожарные разрешают, натягивают на школьника большие штаны и тяжелую куртку, в которой он шевелится с трудом.
– О! Одолжите нам это хотя бы на денек, тогда Андрей от нас далеко не убежит, а то так он шустрый больно, – смеется воспитатель.
Она привезла в пожарную часть ребят из летнего лагеря социального центра «Мария», чтобы те могли вблизи посмотреть на настоящих пожарных.
– Вдруг тоже надумают в будущем стать спасателями, – говорит Надежда Павловна.
– Да, вот мы с Вовкой, например, уже надумали, – говорит Богдан Мальцев, деловито заглядывая в кабину пожарной машины.
– А я буду, буду… – прыгает вокруг меня Валера Бургустин, заглядывая в мой блокнот. – Вот вы – кто? Журналист? Может, тоже журналистом и буду!
И, наверное, у него получится. Вон как засыпает вопросами Андрея Холода и пожарного Ривальдо Саитова. Сколько может вместиться человек в одну пожарную машину? А воды сколько вмещается? Для чего топорики на поясе у пожарных? Кто и зачем поджигает дома? Последний вопрос, кстати, не дает покоя и сами спасателям.
– Часто люди делают это не специально, а по неосторожности и неосмотрительности, потому что не знают основных правил обращения с огнем и электроприборами, – объясняет Ривальдо. – Вот если вы будете внимательно слушать учителя на уроках ОБЖ, с вами такое никогда не случится.
Собственно, для этого – чтобы воспитать в детях культуру обращения с огнем и уважение к профессии пожарного – руководство ГУ МЧС России по Тюменской области и поощряет такие вот экскурсии. Только за прошлый месяц учебный центр посетили больше 20 детских групп из разных школ и лагерей. Приглашают ребят и в другие пожарные части.
– Мы рассказываем им об истории пожарной службы, показываем награды, которые заслужили наши сотрудники, – говорит Анфиса Девяткова, инспектор по воспитательной части. – Но больше всего, конечно, детям нравится в гараже, где можно полазить по машинам, потрогать инструменты, примерить боевую одежду. В такой непринужденной обстановке они лучше усваивают и запоминают то, о чем рассказывают им пожарные.
Например, как правильно вести себя, если почувствовал запах дыма или заметил, что где-то что-то загорелось.
– В первую очередь вы должны набрать номер 01 или 112 – если с сотового телефона, – напоминает Ривальдо Саитов.
– А самим тушить можно? Я вот сама хочу научиться тушить! – говорит Настя Епанчинцева. – Вы девочек к себе берете?
– Ага! Берете? А то я тоже пойду, – вызывается и Саша Афонина.
– Диспетчером – пожалуйста! Возьмем, – ведет Андрей Холод девчонок в небольшой кабинет – к диспетчеру Наталье Игнатовой.
Работа у нее ответственная – вовремя принять тревожный звонок, сообщить о нем бойцам, определить по большой карте (она висит во всю стену в диспетчерской комнате), где именно случился пожар… Но Настя с Сашей все-таки хотят, чтобы на машине под вой «мигалок», чтобы с пожарным рукавом заходить прямо в горящие дома и чтобы своими руками спасать людей.
– Ну, ладно… Может, когда вырастем, вы и девчонок на работу будете принимать, – с надеждой смотрит Настя на пожарных.
А они переглядываются между собой, улыбаются: дескать, как бы трудно нам ни было, женщин под огонь подставлять все равно не будем.
– К тому же, спасатель – это он, – приводит своим подружкам веский аргумент Артем Филиппов. – Не спасательница же…
– Ага, спасатели – они, чтобы спасать! – на полразговора присоединился Валера Бургустин, не дослышав, о чем говорят.
Хотя чего уж… Он кругом прав.
– А давайте послушаем, как работает сирена, – предложил пожарный Ривальдо, включив в гараже тревожный сигнал и на время заглушив ребят.
– Уф, – вытер пот со лба Андрей Холод и засмеялся, глядя на толпу ребят, расползающихся по машине:
– Пожар тушить легче…