Сезон клещевых инфекций в самом разгаре, однако врачи не спешат бить тревогу. Наоборот 2012 год выдался удачным для тюменцев, а не для клещей.
Когда в нашем эпидемически опасном регионе клещи начинают отчаянно кусаться, медики берут кровь на анализ клещевых инфекций у каждого, кто поступает к ним с лихорадкой.
– В этом сезоне ни один пациент с клещевой инфекцией не попал в палату интенсивной терапии, – говорит заместитель главного врача областной инфекционной больницы по медицинской части Елена Князева. – На сегодняшний день у нас на лечении пять больных и все – в общем отделении.
… Но это совсем не значит, что у всех заразившихся энцефалит и болезнь Лайма протекали безоблачно. Воспаление мозговых оболочек – штука опасная. Даже когда проявляется в легкой форме, доставляет немало неприятностей и пациентам, и врачам: сильная головная боль, ярко выраженная интоксикация, тошнота… А в итоге – постельный режим на три недели и с постоянным пребыванием в стационаре.
– В нашей больнице с клещевыми инфекциями остались только взрослые пациенты. Дети с серозными воспалениями тоже есть, но там, судя по клиническим проявлениям, у болезни другие причины, – продолжает Елена Князева. – С сезоном клещей пересекается купальный сезон, во время которого ребятишки могут сильно простудиться…
С распознаванием энцефалита и болезни Лайма у врачей-инфекционистов частенько возникают проблемы. Тошнота и рвота – симптомы множества заболеваний, а поставить правильный клинический диагноз надо уже на второй день пребывания больного в стационаре. Анализ крови, который берут у пациента в первые сутки, на второй день дает подтверждение или опровержение диагноза. Причем, если лаборатория говорит: «Отрицательно», а у лечащего врача есть сомнения, проверку повторяют. К счастью, в этом году покусанные чаще получают добрые вести.
– Случаев энцефалита подтвердилось всего полтора десятка за весь сезон, – рассказывает Князева. – Не много у нас и пациентов с боррелиозом. Кстати, в этом немалая заслуга профилактики: подвергшимся нападению клеща не только колют бесплатный иммуноглобулин от энцефалита, но и предлагают приобрести курс антибактериальной терапии от болезни Лайма. За последние годы нам удалось объяснить горожанам, что здоровье дороже денег, и приобретать эти таблетки необходимо. Также в этом году был случай редкой клещевой инфекции – моноцитарного эрлихиоза. У девочки пяти лет зафиксировали очень четкие (как по учебнику) клинические признаки: поражение печени, поражение лицевого нерва и серозный менингит. Но все обошлось, ребенок здоров и уже вернулся домой. И что отдельно хорошо, никаких патологических последствий не осталось! В этом году вообще нет ни одного летального исхода или случая инвалидизации пациента после выписки.
… По наблюдениям врачей, клещи реже кусают детей и чаще – взрослых. У тюменских медиков самый юный пациент с клещевой инфекцией был в прошлом году – грудничок четырех месяцев от роду. Но и в этом случае все кончилось полным выздоровлением. Любимые жертвы кровососов – люди 50-и лет и старше. Они чаще других цепляют клещей на огородах и во время сбора грибов-ягод. Горожане среднего возраста бывают укушены реже, а среди молодежи и вовсе много привитых от энцефалита. Видимо, они легче старшего поколения принимают новые правила безопасности.
– И все же нельзя сказать, что заболеваемость клещевыми инфекциями идет на спад, – считает Елена Князева. – Количество инфицированных зависит и от зараженности членистоногих, и от общего количества клещей в регионе, а все эти параметры цикличны. В этом году регистрируем спад, в следующем – подъем. Но можно сказать точно, что 80 процентов заболевших не получали иммуноглобулин совсем. А среди вакцинированных или получивших профилактику заболевших нет.
… Вывод напрашивается сам собой. Тюменцы стали внимательней относиться к своему здоровью и, если не привились заранее, то, обнаружив на себе клеща, бегут колоть иммуноглобулин. Потому и число заболевших небольшое. Впрочем, расслабляться рано! В инфекционную больницу до августа будут поступать пациенты. А единичные обращения врачи зарегистрируют еще и в сентябре-октябре. И только в ноябре медки «официально закроют сезон».