Было это несколько лет назад. Работая в школе, я разговаривала с одной мамой, у которой сын на тот момент учился в первом классе. Она рассказала мне, что ребёнок пришёл в первый класс, уже умея хорошо читать, считать и выводить буковки. И поэтому мама, считая своего сына одарённым, решила, что учиться он должен в «особом» классе по «продвинутой» программе. На тот момент в нашей городской школе только один педагог занималась по системе развивающего обучения академика Л.В.Занкова, суть которой заключалась в том, что детей надо обучать, воспитывать и развивать одновременно. Ребёнок пришёл в класс, сел за парту, начал учиться. Прошёл сентябрь – самый важный месяц для первоклассника, когда нужно адаптироваться в классном коллективе, привыкнуть к иным условиям жизни, да ещё и делать домашние задания. Казалось бы, всё было хорошо. Уже к концу второй четверти первоклассники прошли алфавит, начали писать буквы, стали решать логические задачки по математике. Кроме того, первоклашки пытались освоить английский язык.
После уроков, как рассказала мама этого ребёнка, сын валился с ног от усталости и засыпал на ходу. И вскоре его желание учиться в классе по «продвинутой» программе исчезло напрочь. В конце первого класса он попросил родителей перевести его в класс, где занимались по старой программе, что родители и сделали. Во втором классе мальчик быстро понял, что новый материал для его одноклассников – для него пройденный этап, потому как всё это он изучил ещё в первом классе. И заскучал. В итоге учиться в школе ему расхотелось совсем. Историю эту я вспомнила не случайно...
Понятие «одарённость»
Всем родителям хочется, чтобы их чадо выросло самым красивым, самым здоровым, самым умным и талантливым. И многие верят, что именно талант ребенка, его одарённость не только выделят его из толпы, но и сделает счастливым. Но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Итак, для начала определимся с терминами. Каких детей называют одарёнными? Прежде всего, тех, чей уровень интеллектуального развития превосходит уровень других детей этого же возраста. Но и здесь есть нюансы: не каждый отличник – вундеркинд, но и не каждый одарённый ребёнок – отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно: ребёнок, который самостоятельно проявляет несвойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знаний, считается одарённым. Такие дети могут достигать необыкновенных успехов в раннем возрасте. Они могут поступить в институт, закончить его, когда сверстники еще учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; c развитыми физическими способностями становятся чемпионами. А могут ничего этого и не делать. Как говорят психологи, высокоинтеллектуальный человек желает преобладать в выбранной им области, но не всегда хочет и может быть лидером.
Как работать с одарёнными детьми? Этот вопрос необычайно сложен. Самое важное, как считают педагоги, – не прозевать способного, одарённого, талантливого. Учителя, воспитатели должны научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, чтобы выявить «скрытую» одарённость. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей. Возможно ли это достичь в обычной школе, где в основном учителя заняты детьми, плохо или совсем не усваивающими учебный материал? Думаю, вполне возможно, если умело использовать индивидуальную работу с талантливыми детьми, помогая им адаптироваться в окружающей среде.
Работают по программе
В Казанском районе создана муниципальная программа «Одарённые дети». Главным её направлением является поиск, практическая диагностика, обучение, воспитание и развитие одарённых детей.
Как строится вся работа с такими детьми в Казанском районе?
Начнём с дошкольных учреждений. Здесь реализуется программа предшкольного обучения «Росток». В двух детских садах района – «Ёлочке» (село Казанское) и «Ивушке» (Новоселезнёво) – были организованы группы предшкольной подготовки детей по программе «Двенадцать месяцев». Воспитанники детских садов развиваются, что называется, по «полной программе»: они посещают занятия по музыке, рисованию, занимаются художественными чтением, танцами, участвуют в театрализованных представлениях, в спортивных соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах.
В школах района организовано профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка. Таким образом школьников готовят к осознанному выбору своего профессионального пути. К примеру, в 2010-2011 учебном году предпрофильная подготовка велась в девятых классах всех школ района по внутришкольной модели. В рамках школьного компонента организованы такие предметные курсы, как «Технология профессионального самоопределения», «Профессии, востребованные в Тюменской области», «Черчение и графика», «Технический труд» и другие. В двух базовых школах района – Новоселезнёвской и Ильинской – в 10 и 11 классах реализуется профильное обучение. В Ильинской школе – это гуманитарный профиль, в Новоселезнёвской – естественно-математический профиль. В трёх базовых школах района (Казанской, Новоселезнёвской и Ильинской) работает так называемая «сетевая модель» профильного обучения, то есть на занятия учащихся привозят из других школ района. Под руководством своих учителей одарённые дети занимаются в кружках, секциях, факультативах. Они принимают активное участие не только в школьных и районных олимпиадах по учебным предметам, но и в областных, и общероссийских, где становятся призёрами и победителями. Особенно популярна у детей и подростков олимпиада по основам наук УрФО, в которой принимают участие учащиеся практически всех школ района, но особенно активно – базовых.
Проектно-исследовательская деятельность – одно из приоритетных направлений работы по развитию личности ребёнка. В большинстве школ района организованы и функционируют научные общества учащихся. Лучшие ученики со своими работами и проектами участвуют в областной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и занимают призовые места.
В мае 2011 года в Казанском районе был учреждён грант главы Казанского муниципального района. Лучшим детям и подросткам за достижения в интеллектуальной деятельности, спорте и культуре вручаются грамоты и хорошие денежные призы. Обладателями гранта главы Казанского муниципального района в прошлом году стали Елизавета Первухина, Алёна Кисляк, Андрей Звонарёв (Казанская школа), Анастасия Демьянцева, Нурсултан Каирбаев, Владимир Григорьев (Новоселезнёвская школа), Александр Гек (Казанская школа), Раушан Бримжанова (Дубынская школа).
В 2012 году грант главы был вручён Марии Хейло, Динаре Агжановой (Казанская школа), Марии Романовой (Новоселезнёвская школа), Ирине Поддубских (Новоселезнёвская школа), Виталию Бачалову (Ильинская школа), Анастасии Левчук (Казанская школа), Анастасии Крюковой (Казанская школа), трио «Созвездие» (Казанский районный дом культуры, руководитель Н.А.Алыпова).
Чудесные дети
О победах детей в различных конкурсах (даже всероссийского и международного масштаба) журналисты районки рассказывают читателям постоянно. Но молодёжь не перестаёт удивлять нас своими достижениями. Яков Редикульцев, золотой медалист Казанской школы, неоднократный призёр спартакиады школьников по волейболу, стал победителем областного конкурса эссе по истории «Первые шаги в науку», победителем областной краеведческой игры «Наследники».
Выпускницы Казанской средней общеобразовательной школы Яна Канщикова и Ксения Кошукова стали серебряными медалистками. Яна – призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, Ксения – призёр муниципального, участница регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе и обществознанию. Адия Мамбетова, которая также окончила Казанскую школу с серебряной медалью, стала победительницей областной краеведческой игры «Наследники». У Дарьи Сорокиной, серебряной медалистки Грачёвской школы, огромный список побед в региональных, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах. Она победила во всероссийском конкурсе «Человек и природа», стала призёром муниципального этапа всероссийской предметной олимпиады по химии, биологии. Дарья – очень активная девушка. Она участвовала в районном фестивале творчества молодёжи, в проекте по созданию школьных питомников «ЭКО» под названием «Больше кислорода», стала победительницей районного конкурса баннеров «Мы за здоровый образ жизни», конкурса по экологии «Край родной – земля Казанская» и многих других.
Спортсменка Казанской школы Анастасия Левчук, обладательница гранта главы Казанского муниципального района, имеет в своём арсенале множество побед и наград. Самые важные – областные и всероссийские. На первенстве области по лыжным гонкам Настя заняла 1 место в кроссе, 2 место – в гонке. Первой она была на летнем первенстве области по лыжным гонкам в 2011 году, второе место завоевала на XVI спартакиаде учащихся Тюменской области. Здесь она победила и в эстафете, и в гонке классическим и свободным стилями. Диплом 1 степени Настя привезла с XXX Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России – 2012». Воспитанница тренера П.В. Проколова Анастасия продолжает удивлять болельщиков своими спортивными достижениями.
Слово «вундеркинд» произошло от немецкого wunderkind, что дословно означает «чудесное дитя». Я всё-таки склоняюсь к мысли, что одарённость – это не приобретённое свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребёнком математикой, но он никогда не превзойдёт человека, о котором в народе говорят, что ему это «дано». То же самое и с занятиями музыкой, живописью... Новомодные методики «Растим из грудничка философа» по своей сути - насилие над ребенком. Но это совершенно не означает, что ребёнка (любого) не нужно развивать. Нужно, и ещё как! Просто надо определиться, в какой области у маленького человечка способности. Не нужно нагружать малыша нотной грамотой, живописью, английским, алгеброй, искусством икебаны и ещё массой других дел. Надо различать обучение и дрессировку. И помнить при этом, что у ребёнка должно быть детство – с прочитанными книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и маленькими шалостями.