Медиакарта
10:30 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Выходила на берег Катюша...»

Слова песни стали символом Великой Победы и жизненного пути Екатерины Васильевны Худорожковой

Как и героиню военного хита однополчане всю войну называли её ласково Катюшей, потому что служила она в разведке артиллерийской части, и язык орудий ей был хорошо знаком, потому что в Киеве её часть стояла на берегу, и девушка любила в часы затишья побродить у реки по песчаному берегу.

В июле Екатерина Василь­евна отметила своё 90-летие. С круглой датой её поздравили начальник управления соцзащиты населения г. Тобольска Елена Елесина да сын Леонид. А на середине стола красовалась поздравительная правительственная телеграмма за подписью самого Владимира Путина. – Был бы жив Витенька, мой младшенький, – вздыхает юбилярша, – уже с утра бы меня поздравил. Но судьба распорядилась по-иному: пришлось матери хоронить любимого сына, хотя по логике вещей дети должны провожать родителей в последний путь. Внешне она с утратой смирилась, но на сердце осталась незаживающая рана.

Детство Екатерины прошло в деревне в Тамбовской области. С неполными семью классами образования она с сестрой отправилась в город Моршанск в поисках лучшей доли. Девушки, получившие крестьянскую закалку, никакой работы не чурались. Но отец настаивал на том, чтобы дочери окончили семь классов и тогда смогли бы получить более квалифицированную работу.

Все планы перечеркнула война. Сёстры Лобачёвы ухаживали за детьми, которых война сделала сиротами и которых большими группами привозили в Моршанск с западных территорий. Катя решила во что бы то ни стало отомстить врагу за украденное детство своих подопечных. Их горе она воспринимала как своё собственное. Недолго она обивала пороги военкомата. Вскоре её направили в разведшколу в Борисоглебск, где обучали воздушной разведке. Катя эту военную науку схватывала на лету, оказавшись очень способной ученицей.

– Но как вы, не имея законченного образования, научились обращаться со сложными приборами? – вырвалось у меня.

– А приборов никаких и не было, – улыбнулась моя собеседница. – Полагались на слух, бинокль, предельную внимательность и на знания, полученные в разведшколе.

Екатерина научилась по звуку безошибочно определять, какой самолёт летит: наш или вражеский, на каком расстоянии, в каком направлении. Данные передавала в штаб.

С 1942 по 1945, включая победный май, прошла по дорогам войны рядовая Лобачёва. За воинскую доблесть и отвагу награждена моя героиня многочисленными медалями. Но ей особенно дорог значок «Отличник противовоздушной обороны», удостоверение к которому у неё хранится среди документов. А вот сам значок она так и не получила. С ним связана целая история. Как-то несла Катя службу и передала в штаб части, что летит вражеский самолёт. В трубке услышала возмущённый голос командира: «Ты что, Лобачёва, под трибунал захотела? Все передают, что это наш самолёт, одна ты твердишь, что вражеский». Но Катя стояла на своём. И она оказалась права. Наши вовремя перехватили вражеский самолёт-разведчик. А спустя какое-то время на пост к Екатерине Лобачёвой явился старший лейтенант из штаба, поблагодарил её за хорошее несение службы и объявил, что она награждается значком «Отличник противовоздушной обороны», но самого значка у командования нет, а потому получить она его сможет в своём военкомате после войны.

Однажды после авианалёта пост разведчика был полностью разрушен. Бойцы извлекли Екатерину из-под обломков. Девушка получила контузию, но наотрез отказалась от госпитализации. Боялась отстать от своей части. Последствия контузии и по сей день сказываются: голова часто болит, и память подводит. Но есть такие вещи, которые хотел бы забыть, да не забудешь. Например, как стояли в Киеве в 45-ом, и вода в реке была красной от человеческой крови.

Младший лейтенант Худорожков, артиллерист, был прикомандирован в часть, где служила Екатерина. Молодые люди понравились друг другу с первого взгляда. Но чувства свои им приходилось тщательно скрывать от однополчан, иначе Леонида бы перевели в другую часть. Катю забавляло, как девушки, а их было в части немало, спорили, кого выберет молодой офицер. Екатерина-то знала, что его сердце отдано ей. Общались они с помощью тайной переписки. Леонид умудрялся мимоходом передавать возлюбленной маленькие презенты. Брак они зарегистрировали в Киеве 28 мая 1945 года. Однополчане в штабе накрыли стол. Молодожёны принесли шампанское. Вот и вся свадьба. Вместо фаты и белого платья – гимнастёрка, вместо изящ­ных туфелек – солдатские сапоги. Первая брачная ночь прошла в солдатской землянке, где, кроме них, было ещё несколько супружеских пар. «Хотите комфорта, – шутили на утро однополчане, – ройте отдельную землянку».
В любви и согласии прожили долгую жизнь, достойных сыновей воспитали. Екатерина во всём поддерживала мужа, помоталась с ним вместе по тюменскому северу.

На прощанье я пожелала юбилярше здоровья и пообещала, что приду её поздравить с очередным юбилеем.

Анна СОЛНЦЕВА Юрий ПОПОВ (фото)