Медиакарта
2:46 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Самый памятный день войны…

«У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина…» Мгновения Великой Отечественной войны, особо памятные, пронизанные болью, пропитанные радостью… О них рассказывают те, кто 65 лет назад поставили точку в самой кровопролитной битве в истории мира.

Камиль Хисамов Камиль Бурганович Хисамов.

Родился 1 марта 1927 года в д. Красный Яр Ялуторовского района. Великая Отечественная война не дала осуществиться большим планам, которые строил Камиль на будущее, а ведь школьные успехи смышлёного деревенского паренька были отмечены Похвальной грамотой. В ноябре 1944 года Камиля Хисамова призвали на службу.

Воевал в далёкой Маньчжурии против японских милитаристов. Его участие в Великой Отечественной войне отмечено орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За Победу над Японией», юбилейными медалями. Живёт в д. Красный Яр. К. Б. Хисамов всю трудовую жизнь возглавлял полеводческую бригаду, в этом качестве вышел на заслуженный отдых. За мирный труд награждён медалями «Ветеран труда» и «За освоение целинных земель». Более 60 лет Камиль Бурганович живёт в согласии и любви со своей супругой, которую он, как настоящий джигит, по старой мусульманской традиции выкрал в соседнем Ярковском районе в первый день зимы 1947 года. Вырастили трёх дочерей и сына.

«Одно событие, связанное с войной, врезалось в память на всю оставшуюся жизнь. Будучи восемнадцатилетним пацаном я участвовал в войне с Японией. Наша часть воевала против японских милитаристов в Маньчжурии. Тогда мы даже не подозревали, что подвергаемся воздействию страшного оружия - бактериологического, которое Япония использовала, несмотря ни на какие протесты мирового сообщества. Не представляю, не знаю, возможно, пребывание моё в зоне применения бактериологического оружия было однократным, но это едва не стоило жизни. Невидимый убийца очень скоро дал о себе знать: я вернулся в 1946 году домой почти безнадёжно больным человеком. Но неистребимой была моя воля к жизни, да и организм крепкий, а главное - поддержка и усилия моей матери, известной травницы-самоучки, помогли мне забросить костыли, а после вернуться к нормальной жизни».

Мария Солодовникова Мария Ильинична Солодовникова.

Родилась 15 февраля 1921 года на Рязанщине, в деревеньке с удивительным названием Чаур. В 1942 году Марию направили на курсы радистов в Москву. Первая комиссия приехала с проверкой готовности курсантов уже через два месяца и диву далась их успехам. Мария была одной из лучших учениц: досрочно сдала экзамены и в звании ефрейтора, получив в распоряжение радиостанцию, отправлена на фронт в самое пекло - под Курск. Участвовала в Курской битве, а позднее в брянских лесах выходила вместе с товарищами из окружения врага. В боевой биографии М. И. Солодовниковой несколько европейских городов - Люблино, Познань, Краков, Варшава, которые она освобождала в составе 244 полка 5 корпуса связи и где закончился её фронтовой путь с приходом вести о Победе. Награждена медалью «За взятие Варшавы», орденом Отечественной войны 2 степени, юбилейными медалями. Мирная жизнь Марии Ильиничны проходила в Москве, на Урале. В пятидесятых годах прошлого столетия вместе с супругом осваивала целину в Казахстане, потом обосновались в сибирском краю. Вырастила пятерых детей, имеет орден «Материнская слава» 2 степени. У неё двенадцать внуков и тринадцать правнуков.

«Когда вспоминаю войну, думаю, сколько девчонок, вставших Родину защищать, не вернулись домой, совсем молоденьких, нерожавших, не узнавших, что такое женское и материнское счастье. Не раз и не два на фронтовых дорогах смерть подходила ко мне так близко, что сердце леденело от страха. Казалось, ещё мгновение - и всё…

Один день войны запомнился мне как никакой другой. Нас перебросили на Украинский фронт. На станции Дарница мы с подругой, выполняя срочное боевое задание, вышли на связь с Москвой. Всё прошло гладко, мы были довольны своей работой. Однако едва сеанс связи закончился, нас запеленговали. Мгновенно налетела стая самолётов. А у радиста нет права покидать свой пост. Мы остались у землянки возле рации. Раздался жуткий вой. Потом взрыв, всплеск огня… От рации и следа не осталось, всё запылало. Мне придавило ногу, ни приподняться, ни встать. Мысленно попрощалась со всеми родными, слёзы бессилия душили горло, так не хотелось умирать в 22 года. И тут моя отчаянная подруга, улучив момент, подползла и помогла мне выбраться… Кое-как добрались до окопа, укрылись там. Взорванная земля волнами накрывала нас и некуда деться от этого оглушительного грохота и воя, от огненного шквала. Я вдруг почувствовала, как горячо стало руке, не могла пошевелить ногой. Ранение оказалось очень серьёзным: месяц лечилась в госпитале в Киеве, а потом ещё два - в Ташкенте. Но главное - жива. Когда понимаешь, что жизнь в любую секунду может оборваться, ценнее её ничего нет».

Ювеналий Попов Ювеналий Николаевич Попов.

Родился 25 декабря 1923 года в г. Кургане. Осенью 1941 года молодой рабочий сургутского рыбозавода был направлен на военное обучение в г. Сургут, откуда в мае 1942 года его в составе 1400 призывников теплоходом доставили в г. Омск. По распределению попал в артиллерийский полк. После короткой боевой подготовки полк направили на фронт. Боевое крещение рядовой Попов принял под Сталинградом. Шли жестокие бои, танки прорывались на передовую, преодолевая речушки, из оврагов вытесняя врага. Первую боевую медаль «За оборону Сталинграда», уже в звании сержанта, двадцатилетний боец получил 15 декабря 1943 года. Затем воевал на Четвёртом Украинском фронте, позднее - на Втором Украинском. Осколочное ранение получил в Румынии, под городом Клуш. Лечение вместе с двенадцатью боевыми товарищами проходил в расположении воинской части, практически в полевых условиях, не хватало не только лекарств, но и продуктов питания. Победу встретил под Прагой, а демобилизовался только в феврале 1947 года. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Праги», орденом Отечественной войны второй степени, юбилейными медалями. В послевоенные годы работал в Октябрьском районе Ханты-Мансийского округа сотрудником органов внутренних дел, мастером в лесном хозяйстве. В 1982 году, находясь на заслуженном отдыхе, переехал на постоянное место жительства в с. Киёво.

«Самым ярким и незабываемым мгновением моей фронтовой биографии стал день, когда пришло известие об окончании войны. Было это в Чехословакии. Наша часть стояла на окраине Праги. Весна была в самом разгаре, каждый новый день начинался и кончался одной общей для всех мыслью: скорей бы домой, в родные края. Мечта о возвращении к мирной жизни грела душу. Нас уже не раздражало, что спали, где придётся, в основном, под открытым небом, подстелив под себя брезент, снятый с машины, и им же укрывшись.

В тот майский день подступы к Праге и сам город подверглись сильной бомбёжке. От разрыва бомбы в нашей машине пробило радиатор. Куда без него двинешься? Выждав, когда наступило затишье, мы осмотрели округу. Неподалеку находился заброшенный спиртзавод, хозяева которого, по-видимому, скрывались в окрестных лесах. В пустующих помещениях мы с ребятами случайно обнаружили радиоприёмник. Находка оказалась для нас счастливой - мы наткнулись на самую что ни на есть нужную волну, а там сообщают: фашистская Германия капитулировала, война окончена. В то же время раздались стрельба и крики. Как выяснилось, добрая весть уже донеслась до кого-то. Выскочив на улицу, от радости мы начали палить из всех орудий, празднуя Победу. Невозможно передать словами, что чувствовал я в тот миг: война ведь - не санаторий, многое пришлось повидать и пережить. Но всё-таки и сейчас, вспоминая этот волнующий момент, понимаю одно: 9 мая 1945 года был главным днём для всех советских людей».

Колбай Латыпов Колбай Набиевич Латыпов.

Родился 15 декабря 1914 года. На 96-м году жизни этот удивительный человек ещё достаточно бодр и живо интересуется происходящим вокруг. Родился в с. Сингуль Татарский, в небогатой крестьянской семье.

Колбаю и выучиться не удалось: всего-то два года походил в школу - надо было помогать отцу вести хозяйство. Едва подростку исполнилось пятнадцать, отправили его на Урал рубить лес. Тогда в разные районы вербовали молодых ребят. Позднее, когда вернулся в деревню, окончил курсы трактористов в с. Томилово и, почитай, весь район объехал со своим напарником на тракторе, помогая пахать и сеять. Осенью 1938 года Колбая Латыпова призвали на службу на Дальний Восток. Там освоил он и другую профессию - водителя. После срочной вернулся домой, обзавёлся семьёй. И тут грянула Великая Отечественная. Уже через три недели ехал солдат Латыпов снова на Дальний Восток, на этот раз - на курсы танкистов. А потом в составе 43 стрелкового полка воевал в Калининской, Смоленской областях, где шли ожесточённые бои. Получил тяжёлое ранение. В августе 1944 года снова оказался на фронте. Форсировал реку Одер в составе 72 гвардейского отдельного мотобатальона особого назначения. В январе 1945-го - опять серьёзное ранение. Спустя два месяца вернулся в часть, участвовал в освобождении Германии. Награждён главной солдатской медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 2 степени, юбилейными медалями.

Мирная биография Колбая Набиевича Латыпова связана с многолетним трудом на земле: работал бригадиром тракторной бригады в совхозе имени Чкалова. Семейная жизнь его сложилась очень ладно, в ней есть всё, чем нужно дорожить и что включает в себя понятие простое человеческое счастье: любимая жена, семеро детей, внуки, правнуки.

«2 марта 1943 года мог стать последним днём моей жизни, но судьба, как видно, уготовила мне долгий век. Тяжело ранило в поясницу. Лёжа на снегу, не в силах шевельнуться и видя перед собой только огромное небо, я думал о любимой жене, которую оставил в далёкой Сибири, о том, как обидно умирать в неполных тридцать лет, ничего не успев в этой жизни. Периодически я терял сознание, вновь приходил в себя, и снова одни и те же мысли по кругу… Двадцать шесть часов, как потом выяснилось, пролежал среди убитых товарищей на поле боя, пока меня совершенно случайно не обнаружили наши бойцы. Уже потом, возвращаясь мыслями к этому событию, я думал - всё-таки жизнь нашла ко мне дорогу. Полгода валялся по госпиталям Калуги, Караганды. Комиссовали. На целый год я тогда вернулся домой, лишь в августе 1944 года судьба снова вела меня фронтовыми дорогами до самого Берлина».

Подготовила Татьяна КУРЫНОВА