Медиакарта
7:09 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Когда цветёт Иван-чай...

Когда цветёт Иван-чай...
12:21 | 19 июля 2012
Источник: Красное знамя

Много лет тому назад, когда на лесных вырубках и гарях так же отвоёвывал свободное пространство Иван-чай, в семье сибиряков Ивановых (деревня Кунчур Велижанского района) родился первенец. Оттолкнулся, да так резво, от подставленной ладони. "Мужик, - удовлетворенно сказали очевидцы - Много ходить будет способен!"

16 июля Геннадию Степановичу Иванову, давнишнему жителю Кулиги и моему хорошему знакомому, исполняется 81 год. До сих пор энергичен и бодр, ходит прямо и много. За грибами и на рыбалку, в магазин за продуктами. Получает отменные урожаи картошки на ухоженном огороде. Живёт в ладу с такими же умудрёнными жизнью стариками-соседями, не ропщет на судьбу.

Седьмой год нет рядом с ним его Антонины Николаевны, не забывают, однако, сын и дочь. Или они к нему, или он к ним. Геннадий Степанович по приезду детей обычно ни на что не жалуется. Всегда говорит, что у него всё есть! Очень скромный, достойный во всех отношениях долгожитель.

"На веку как на долгом волоку", - говорила когда-то моя тётка. Жизнь человека действительно вмещает многое, хотя и кажется пролетевшей в одно мгновение. Так и у Геннадия Степановича: случалось разное...

...Золотое деревенское детство! Когда вскочишь на лошадь, вцепишься руками в гриву - и айда в поле с ровесниками. Нижнетавдинские леса и сейчас богаты на дикоросы, а до войны, кроме местных, на их землянику, ежевику и морошку вообще никто не посягал. Ах, какая это ягода - морошка! Сначала зелёная, потом красная, а под послед и вовсе жёлтая, как патока. Сла-а-адкая...

Мордушки с ребятами плели. Ловили ими карасей и гальянов. Когда дедушка из города привозил свою двустволку, он лет с 10 разрешал Генке брать ружьё с собой на охоту. Стрелять зайцев, куропаток.

Не вытравишь из памяти начало войны, когда это детство разом и закончилось. Помнится туман на рассвете да то, как громко голосила мать: отца, а ещё других мужиков из Кунчура провожают на фронт. Счетовод Степан Иванович Иванов пропал без вести на Курско-Орловской дуге, в первый год войны. Дома осталась жена с четырьмя ребятишками. Старший, Генка, - за старшего.

Отправляясь без мужа на покос, Мария Леонтьевна взяла тяжёлую литовку Степана. Сыну отдала свою, покороче и полегче.

Пошли выкашивать колхозные сенокосные угодья.

- Косишь надсадно, спина мокрая, а за спиной: "вжик-вжик". Того и гляди, по пяткам идущий следом пройдётся.

В лесу в это время цвела липа, и мать по-скорому научила его плести из липового лыка лапти. Где-то на неделю покосничанья этой обувки хватало.

- Жили мы в глуши, в медвежьем углу. До Велижан 45 километров по бездорожью. Весть, что война кончилась, восприняли с радостью. Но мать ещё долго ждала отца. Всё на что-то надеялась...

Первый колхозный трактор, который работал на чурочках ("Рубили для него те чурочки всем колхозом!, Г.С.Иванов характеризует весьма нелестно. Позднее работал прицепщиком на колёснике, но это было не долго: в 1951 году его взяли в армию.

Курс молодого бойца проходили в Прибалтике, в Риге. А потом переправили в Германию, в г.Гера в 500 км от Эрфурта.

- Спросили, кто желает выучиться на шофёра - и сразу же поднялся лес рук. Мы с земляком, конечно, вызвались тоже. Ведь в деревне такой профессии не учат.

Первой его машиной был "студебеккер". Демобилизовался спустя почти 4 года, а в 1955-м они с Тоней поженились. Невесту, которая была родом из Кулики, в Тюмени ему присмотрела сестра.

Много лет Геннадий Степанович крутил баранку автомобиля в Межрайгазе. Сколько красных баллонов по дворам развёз - не сочтёшь. Работа, конечно, повышенного уровня опасности, но была по душе водителю своим постоянством. Да и платили за неё нормально.

Уходил на пенсию в 2001-ом, выработав очень солидный сверхстаж. Были, конечно, благодарности, есть медаль за добросовестный труд. Ветеран труда, участник трудового фронта, очень скромный по жизни товарищ.

От души хотелось бы пожелать ему здоровья.

Любовь НИКОЛАЕВА.

с.Кулига.