В Тюмени зарождается новый вид спорта – воркаут. Несмотря на непонятное название, его элементы и сама философия многим хорошо знакомы. Причем не только молодым, но и людям старшего поколения.
Сложное для произношения слово «воркаут» – английского происхождения (от англ. work out). Дословный его перевод – вне работы. Этот термин включает в себя комплекс физических упражнений на перекладинах, брусьях, турниках, шведских стенках и других спортивных приспособлениях. Главное, чтобы стояли они не где-нибудь в дорогом фитнес-зале, а на улице, например, возле дома.
Место рождения воркаута, так же как и паркура, фристайла, да и самого фитнеса – американское, точнее, афроамериканское. Переселенцы с южного континента, как правило, жили в самых бедных кварталах и не были избалованы игровыми площадками во дворах. А энергии у подвижных от природы чернокожих было хоть отбавляй. Вот они и придумывали сами себе занятия. И музыкальные, и спортивные. И джаз придумали, и паркур, и армрестлинг… Состязательность была не просто прихотью, а правилом жизни эмигрантов. Кто смел – тот и съел. Кто смог – тот и добился.
Вначале воркаут был просто молодежным экстремальным спортивным движением, формой проведения досуга. Причем для занятий им никакого особого оборудования и не требовалось. Достаточно было элементарного турника, перекладины или просто железной балки. Преимущество этих с виду примитивных спортивных снарядов – в их многофункциональности. Простота дает бесконечный простор фантазии – хочешь, жми на силу, хочешь – развивай ловкость и гибкость, крути сальто, отрабатывай перевороты.
Не зная ничего об американской действительности, молодежь и подростки, живущие в другом полушарии, за океаном – в СССР – во дворах хрущевских пятиэтажек по сути занимались тем же. На спор подтягивались, крутили «солнышко», делали кульбиты назад и вперед, прямыми руками и скрещенными. Даже десятилетние девчонки с удовольствием демонстрировали друг другу простейшие перевороты. Правда, не на большой перекладине, а на невысоком заборчике или металлическом ограждении. Умение сделать более сложный кувырок вперед считалось признаком взрослости.
Не было у советских подростков фитнес-залов и клубов, зато была полная свобода действий. Бегать, прыгать, лазить им никто не запрещал. Да и родителям не страшно было отпускать своих чад на весь день во двор. Практичные же американцы пошли дальше и обычную дворовую физкультуру превратили в спортивное направление, дав ему международное название.
Чиновники от Госкомспорта СССР, наверно, знали о воркауте. И «нашим ответом Чемберлену» стало введение в школах, вузах и на предприятиях комплекса ОФП и зачетов ГТО. Это был своеобразный тест, ориентированный на среднестатистического человека. Главным его плюсом был охват нескольких спортивных дисциплин.
Но ни ГТО, ни ОФП в России уже давно не существует, воркаут оказался более живучим. И, переждав за кордоном пару десятков лет, занял в России пустующее место силовых, демократичных дворовых видов спорта. Ведь появившиеся в 90-х и 2000-х годах многочисленные фитнес-клубы и платные спортивные секции так и не сделали у нас спорт более доступным.
А воркаут вместе с другими видами спортивного экстрима (паркур, скейтборд, маунтинбайк и другие) пошел в гору. Открываются площадки и даже центры этих видов спорта, проводятся соревнования не только городского или регионального, но и международного масштаба. Экстремалы устраивают фестивали, турниры и сейшены, да и просто ездят друг к другу для обмена опытом. Воркаут по сравнению с другими своими собратьями немного поотстал. По крайней мере, в Тюмени. В этом году в День молодежи на базе отдыха «Спортмода» состоялись первые городские соревнования по воркауту.
Идея поддержать этот общедоступный вид спорта пришла молодым предпринимателям из юридической компании «Западная Сибирь». Как рассказывает Игорь Жемеленских, директор предприятия, однажды он проходил мимо спортивной площадки бывшей гимназии N 16 и увидел ребят, занимающихся на турниках. Они не просто подтягивались, а крутили такие кульбиты, что – залюбуешься. Разговорились. Выяснилось, что ребята увлекаются воркаутом, но тренироваться им, по сути, негде. Пришкольный спорткомплекс демонтируют. Жемеленских, посоветовавшись с коллегами, решил помочь подросткам.
Новая площадка сразу стала популярной не только среди воркаутеров, но и просто у любителей позаниматься на турниках. Иногда здесь, по свидетельствам очевидцев, собирается до двух и более десятков человек. Не все, правда, занимаются. Некоторые просто наблюдают и присматриваются к новому виду спорта.
«Звездой» тюменского воркаута многие считают Максима Мартынова. До этого он занимался многими видами спорта: с семи лет играл в хоккей, потом еще шесть лет отдал футболу, был капитаном футбольной команды МФК «Тура», участвовал в «Кожаном мяче». Но особых успехов в командных видах спорта достичь не удалось, и он переключился на индивидуальные тренировки. Увлекся рукопашным боем и всестилевой борьбой микс-файт. Но два года назад в Интернете он увидел ролик с занятиями воркаутеров и «загорелся».
Но без гимнастической подготовки сразу такие кульбиты не выполнить, поэтому начинал с азов – подтягиваний, отжиманий от пола. И только когда освоил базовый комплекс, дал волю фантазии. Теперь в его арсенале есть и силовые, и гимнастические элементы, и в статике, и в динамике. Максим считает, что воркаут – отличная возможность сформировать не только фигуру, прокачать мышцы, но и развить общие функциональные показатели и выносливость.
Преимущество этого спортивного направления в полной свободе, независимости, возможности самостоятельно выбирать и время, и форму, и напряженность занятий. Главное, знать, чего хочешь добиться. Такая целеустремленность, к слову сказать, тренирует не только мышцы.
Поклонники воркаута называют его не просто спортивным направлением, а новой идеологией развития. Во-первых, она основана на здоровом образе жизни. С плохой дыхалкой или затуманенным сознанием на турнике не покрутишься. Во-вторых, при минимуме затрат дает максимальные возможности для развития как физического, так и творческого (многие элементы и связки спортсмены придумывают сами). И, в-третьих, она абсолютно демократична, не зависит от элитности дома или толщины кошелка (собственного или родительского).
Одно только огорчает тюменских воркаутеров. Площадок, подобных той, что сделана на «Спортмоде», в городе единицы. В Тюмени увлеклись установкой ярких, развлекательных, пластиковых комплексов для детей. А про подростков забыли. Многие турники и спортивные комплексы во дворах с канатами, лестницами и перекладинами демонтированы как ненужное и опасное железо. Так что подросткам старше 10 лет приходится довольствоваться детскими горками.
Но воркаутеры относятся к трудностям философски. Ведь это движение и зародилось, как способность их преодолевать.