Дегтярёвское поселение компактно: все пять деревень, входящие в его состав, расположены друг от друга на небольшом расстоянии. Основное население проживает в Дегтярёво – 294 человека, чуть больше – 319 - в Тоболтурах.
По шесть постоянных жителей в Качиповой и Мартяшевой, в основном преклонного возраста, которые не хотят покидать места, где родились и выросли. Некоторым просто некуда ехать.
Жизнь в этих деревушках оживает летом, когда приезжают дачники из города и начинают обустраивать свои плодово-овощные владения. А зимой в этих деревнях ни людей, ни собак, снег да мороз хозяйничают. В Ушаковой население чуть больше 60 человек. Есть люди среднего возраста, у которых скотинка во хлевах и на жизнь планы большие.
Кто хочет, дело находит
Глава администрации поселения Владимир Николаевич Пуртов четыре года как у руля местной власти. Сам он человек деревенский в полном смысле этого слова. Любит свою малую родину и живёт проблемами поселения. До этого много лет работал бригадиром в колхозе «Светлый путь», поэтому знает, из чего она складывается, жизнь деревенская. Хотя, как он считает, жизнь эту сегодня гораздо труднее обустроить, чем в прежние времена. Существовал колхоз, и половина забот лежала на нём. Люди были при работе. А что сегодня?
- А сегодня главный ориентир развития нашего поселения - это личные подсобные хозяйства, - говорит глава, - инвестор к нам не идёт. Земельные наделы от колхоза никем не востребованы, а многие люди и в глаза-то не видели эти наделы, и зарастают они лесом. Правда, тут недавно приезжали гонцы, интересовались угодьями с намерением заняться животноводством, но дальше разговора дело не пошло.
Селяне, прослышав о приезде гостей, шли к главе с вопросами: а правда, что производство какое-то откроется? Какие специальности будут нужны? Устали деревенские мужики от северных вахт, от постоянной неустроенности, безработицы. Им бы здесь, при семьях, быть и работать! Но…
По наблюдению Владимира Николаевича, праздно шатающихся в поселении нет. Кто хочет работать, семью кормить и обеспечить достойную жизнь детям, тот дело нашёл. Вахтовиков немало. Некоторые нашли работу в городе. Пусть даже невысоко оплачиваемую, но всё - таки в семейном бюджете не пусто. А если на подворье есть ещё и живность, то, как говорят сами селяне, жить можно.
Бюджет выживания
Бюджет Дегтярёвского поселения чуть больше миллиона. Если вычесть из этой суммы субвенции на культуру и зарплату бюджетникам, то на всё про всё остаётся самая малость. Всё - это на дороги, уличное освещение, водоснабжение, уборку мусора, благоустройство.
О благоустройстве в Дегтяревском поселении разговор особый.
Когда въезжаешь в село, такое впечатление, что здесь хорошо подготовились к какому-то торжеству или в ожидании высокопоставленных чинов, как это было раньше - всё мелось и мылось. А тут хоть на каждый дом прикрепляй табличку: " Дом образцового порядка". На тротуарах и обочинах такая чистота, что глаз режет! Белоснежное цветение черёмухи и яблонь в палисадниках добавляют торжественности. В Дегтярёво все дороги с твёрдым покрытием, поэтому селяне давно уже забыли про непроезжую и непролазную грязь. В весеннюю распутицу и осеннюю непогодь можно обойтись без резиновой обуви.
- Благоустройство у нас на особом контроле, - не без гордой нотки в голосе рассказывает Владимир Николаевич. – Конечно, бюджет не только нашего, но и любого другого поселения – это бюджет выживания. Но если разумно использовать каждую копейку, можно выйти из положения. Когда в районе объявляется конкурс по благоустройству, стараемся пустить на это всю свою фантазию и творчество. Вы заметили, у здания администрации стоят цветочные горки? Так вот мы их не покупали, а сделали сами. Некоторые главы приобретают и ставят шикарные вазоны, у них, видимо, лишние деньги. Я лучше сэкономлю да детскую площадку оборудую, в этом есть у нас потребность.
В центре Дегтярёво с администрацией рядом ожил небольшой прудок, отражающий в своей зеркальной воде строгий ряд прибрежных тополей. Облагораживали его всем селом, и получилось дивное место - мимо не пройдёшь, залюбуешься. Из 93 тысяч рублей, предназначенных в бюджете на благоустройство, большая часть идёт на освещение, содержание приборов учёта электроэнергии, уличных фонарей. Немного - на озеленение, содержание памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны и другие благоустроительные работы.
- Наши селяне уже привыкли жить цивильно, - замечает глава, - им хочется, чтобы улицы все были освещены и асфальт проложен. Правда, какие средства идут на это, не все понимают.
До недавних времён глава поселения боролся с несанкционированными свалками. Мусор бросали где кому вздумается. Когда не помогали уговоры, применяли административные меры, но порядок навели. Поэтому за благоустройством в поселении следит каждый житель. И следит не только за своим двором, но порой и подсказывает и указывает своему соседу.
Где он, рынок сбыта?
На территории поселения работает и даёт стимул к жизни преимущественно бюджетная сфера. Это средняя школа, два фельдшерско-акушерских пункта, два дома культуры и детский садик. Рабочие места предоставляет СПСК «Молочный». И не только рабочие места, сельхозко-оператив помогает людям в заготовке кормов, вспашке огородов, оказывает транспортные услуги. Для тех, кто в поселении взял курс на развитие своего подсобного хозяйства, кооператив, как палочка-выручалочка, на него вся надежда. А количество личных подворий в поселении растёт. Сегодня у них насчитывается 140 голов крупного рогатого скота, и эта цифра из года в год увеличивается. У людей есть желание заниматься своим хозяйством.
Помогают им в этом и областные программы «Само-обеспечение» и «Самозанятость». В текущем году, например, по программе «Самозанятость» помощь на развитие своего хозяйства получили три семьи: Н.С. Бродов, С.Д. Богданов, А.М. Абсалямов.
- Я думаю, - говорит Владимир Николаевич, - всё у них получится. Сергей Дмитриевич Богданов занимается пчеловодством, закупил несколько семей пчёл, Азат Митхатович Абсалямов решил испытать себя в кролиководстве и овцеводстве. Хочу сказать, что даже и в таких трудных условиях люди находят приложение рукам своим.
В развитии личного хозяйства пример подаёт и сам глава. У него большое подворье, в котором есть и утки, и гуси, и куры, и хрюшки. По его мнению, в деревне без хозяйства жить нельзя.
Но развитием ЛПХ занимался бы каждый крестьянин, и не только в Дегтяревском поселении, если бы чётко работал рынок сбыта.
- Да нет его сегодня, этого рынка! – возмущается Владимир Николаевич.- Если молоко мы реализуем без проблем, то мясо сбыть некому. Поэтому люди очень осторожны и не идут на приумножение своего подворья. Ведь даже небольшие излишки приходится продавать с трудом. Проводимые районные сельскохозяйственные ярмарки большого проку не дают. Селяне больше теряют на транспортных расходах, чем приобретают на реализации.
Не каждый может найти своего постоянного покупателя, а отдать продукцию за бесценок перекупщикам обидно. И что в итоге получается? А в итоге селянин в раздумьях: держать ему овец в следующем году, если продукция осталась нереализованной, овечьи шкуры и шерсть вообще не востребованы? Вот вам и рынок.
...Мимо селянина
Приведу ещё один пример. Владимир Николаевич, чтобы посоветовать людям и убедить их в том, что выращивание овощей тоже дело стоящее, сам посадил целую плантацию капусты, свёклы, моркови. Осенью такой богатый урожай получил!
- Вот, думаю, всё продам, и довесок получу хороший к семейному бюджету, - рассказывает он. - Но не тут-то было! В одну торговую точку сунулся, в другую - нет, не берут. То капуста не стандартная, то сорт не тот, то… Одним словом, удалось сдать продукцию после долгих мытарств только под реализацию.
Деньги же за проданное и выращенное В.Н. Пуртов получил… через год. Вот и посудите: как убедить крестьянина и дать ему гарантии, что у него всё получится?
-
Если бы на государственном уровне вопросы реализации и переработки сельскохозяйственной продукции решались, то селяне сами бы без всяких агитаций и скотину держали, и овощи выращивали. И земля бы наша не зарастала. Но здесь я бессилен что-либо сделать. Тут чиновникам свыше надо подумать и помочь селянину,- подытожил свой рассказ глава.
Ещё одну проблему затронул В. Н. Пуртов. Она его очень волнует:
-
Всем известно, что половина наших жителей семейный доход пополняет за счёт сбора дикоросов. - Лес-то наш богатый. Ягоды, грибы не ленись, собирай. И опять же вопрос: где реализовать? До недавнего времени выручала федеральная трасса. На её обочине селяне продавали дары леса. Теперь законодательством придорожная торговля запрещена. Но других-то каналов нет! Заготовителей в деревне уж лет двадцать не видели, потому что кооперация приказала долго жить. Так прежде чем запрещать, наверное, надо было бы предложить людям какой-то другой вариант реализации. Вот и получается, что законы вроде и правильные, но для селянина всё как-то боком выходит.
Думает глава, как помочь людям в этой ситуации, хотя это совсем не его полномочия. Но коль он глава, значит, в ответе за всё: от организации электро-, тепло-, водоснабжения, пожарной безопасности, обеспечения жителей услугами связи, до формирования добровольных пожарных дружин и развития личных подсобных хозяйств.
- Полномочия полномочиями, - говорит Владимир Николаевич, - но у людей проблем выше крыши, и со всеми они идут к местной власти, к главе, хоть это и не в его компетенции. И попробуй не реши проблему, как тогда людям в глаза смотреть?
Вот с этих позиций и строит свою работу глава поселения Пуртов. Без обид на то, что спрашивают с него по полной программе за всё, не глядя на рамки его полномочий!