Губернатор Тюменской области Владимир Якушев о положительной динамике,
надежде на олимпийцев и транспортной инфраструктуре
Об этом глава региона говорил с журналистами на проведённой в Тюмени пресс-конференции.
По одному из основных статистических показателей – индексу промышленного производства, с января по май область выросла на 116,1 процента. Ровно на столько же она подросла и по обрабатывающему сектору. Это знак того, что реальный сектор экономики в области растёт, и темпы его достаточно высокие.
Добыча полезных ископаемых поднялась чуть более на 20 процентов. Если говорить конкретно о нефти, то – на 22,1 процента, и из тюменских недр её было добыто 3,6 миллиона тонн. Ещё один, по мнению губернатора показатель, который естественно говорит о том, как развивается экономика. В том числе о темпах строительства жилья, потреблении регионом газа, воды и электроэнергии. Здесь – плюс 6,9 процента. Если говорить об инвестициях в стройку области, то в 2011 году они равнялись 702 млрд рублей. Сегодня в неё вложено более 730 млрд. Сдача жилья в эксплуатацию увеличилась на 12,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Отметил губернатор и то, что в развитии сельского хозяйства области есть некоторое снижение. Причины тому вполне объяснимы и касаются в первую очередь выбраковки поголовья животных. Впрочем, по результатам года ситуация выравняется и даже улучшится.
С точки зрения демографов, область идёт в плюсе по сравнению с прошлым годом. Говоря о соотношении количества умерших и родившихся, губернатор заметил, что имеется плюс в сторону новорожденных почти в двести человек.
Стартует Олимпиада. Восемь спортсменов из Тюменской области отправились в Лондон защищать её честь и честь России. По наблюдениям Владимира Якушева, во время главного спортивного события в жизни планеты и выступающего там спортсмена иногда происходит такое, что и сам спортсмен не может объяснить. По предварительным оценкам он может быть выше тех, с кем соревнуется, а потом оказывается так, что он не проходит рейтинговый отбор. Поэтому прогнозы лучше не делать. Спортсмены очень серьёзно готовятся и здесь очень важен психологический настрой. Первая десятка в каждом виде спорта – люди хорошо и одинаково подготовленные. А выигрывает тот, кто побеждает психологически. Что касается наших спортсменов, то конечно необходимо болеть и за россиян, и особо – за тюменских спортсменов: дзюдоистов, борцов греко-римского стиля, велосипедистов, пловцов и легкоатлетов.
– Думаю, – отметил Владимир Якушев, – наибольшие шансы у нас в дзюдо и греко-римской борьбе.
Если будет возможность посетить в Тюмени места массового просмотра олимпийских баталий, то губернатор ею воспользуется. Потому что болеть в коллективе всегда интереснее, здесь другие эмоции, иное понимание происходящего.
С подачи «Тобольской правды», речь зашла о создании особой экономической зоны на базе Тобольского нефтехимического производства. Известно, что такая заявка находится в минэкономразвитии, и у него есть вопросы на сей счёт. Да, министерство интересует эта тема, но в развитии. Это должно быть связано не только с нефтехимическим кластером, необходимо, чтобы производство того же полипропилена сопровождалось и продолжилось созданием предприятий, которые будут потреблять продукцию нефтехимии.
– Вопросы федерации правильные, – сказал губернатор, – и надо на них отвечать, если хотим добиться результата. Мы подготовили и направили свои предложения. Они касаются и лесопромышленного комплекса, и обрабатывающих производств. Но пока наши предложения не совсем удовлетворяют минэкономразвития. Поэтому на сто процентов говорить о том, что такая зона у нас появится, нельзя.
Тема вступления России в ВТО также поднималась на встрече с губернатором. По его мнению, российская продукция получит более свободный доступ на территорию тех стран, которые сегодня входят во всемирную торговую организацию. Это предъявит более жесткие требования к конкурентоспособности наших предприятий. Например, объём субсидирования и датирования зарубежного сельского хозяйства выше. То есть необходимо будет бороться и в смысле ценовых показателей, и тут возникает много вопросов. Вообще, российским предприятиям и организациям надо предусмотреть все необходимые меры, чтобы быть и более конкурентоспособными, и работать так, чтобы защита наших товаропроизводителей была цивилизованной. Речь о том, кстати, что если к нам «захочет» попасть не очень качественная продукция, чтобы она к нам не попала. Для этого Роспотребнадзор и подобные ему организации должны работать очень оперативно, слаженно и эффективно.
– Тогда вступление в ВТО, – отметил глава Тюменской области, – будет для нас не так страшно, как это сегодня малюют. И ещё. Существует некое заблуждение насчёт того, что Россия проиграет, если войдет в ВТО. Здесь есть плюсы и минусы, но в целом мы выиграем. Потому что кроме агро- и автопрома есть такие отрасли, в которых мы получим очень серьёзное преимущество, в первую очередь – металлургия. Считаю, что общий баланс российских интересов будет в выигрыше.
Об очередном кризисе. На сегодня еврозона, где он наиболее виден, представляет собой огромный сегмент экономики. Если в начале с проблемной точки зрения говорилось только о Греции, а она на сегодня занимает достаточно небольшую часть общеевропейского рынка, то теперь уже кризисные проблемы видны в Испании и Италии. Италия же – третья экономика еврозоны после Германии и Франции. Проблемы есть, и бесследно они не пройдут. Кризис 2008–2009 годов, который больше касался рынка долговых обязательств, ипотечного кредитования Соединенных штатов, непосредственно отразился на экономике США. Их лихорадило больше. Сегодня акцент несколько переместился, и те проблемы, которые тогда возникли, но явно не проявились, теперь видны в еврозоне. Мы видим, что зафиксирован экономический рост в США, Китае, хотя и с некоторым уже замедлением.
– Что касается России, – считает Владимир Якушев, – то как бы не старались от этого уйти, один из основных показателей нашего самочувствия – цена на нефть. Она достаточно не стабильна и связана с замедлением роста экономики, в частности Китая, потому что Китай – мощный потребитель углеводородов, которые добываются в том числе и в России. Все взаимосвязано. И если будет высокая цена на нефть, что позволило России достаточно неплохо чувствовать себя в период кризиса восьмого–девятого годов, то наше самочувствие будет нормальным. Но в любом случае у федерального правительства есть опыт разработки антикризисных программ. Это сыграло решающую роль в том, что Россия сильно не провалилась в годы предыдущего кризиса. Говоря о Тюменской области, надо сказать, что по десятому–одиннадцатому году наша экономика прирастала на 21 процент. Это очень высокий показатель. К этому росту в 2012 мы добавляем еще 16 процентов. То есть экономика демонстрирует высокие темпы.
И всё же, как мы готовы, и как мы будем двигаться в период кризиса?
– Надо понимать, – продолжил губернатор, – что здесь ничего нового не изобретёшь. Во-первых, и страна, и Тюменская область как её составная часть, должны рассчитывать на созданный ранее задел по всем направлениям и отраслям. Во-вторых, придётся свернуть инвестиционные программы, и мы будем определять те направления, по которым можно отложить бюджетные траты. Корпорации в данном случае будут говорить о своих инвестиционных программах. То, что можно отложить на какой-то промежуток времени, будет отложено. Других механизмов и чудес нет. Если ситуация осложняется и кризис заходит в состояние необратимости, то надо принимать оперативные решения.
В России создан серьёзный запас золотовалютных резервов, что позволяет стране вести себя иначе, чем это было в девяностые годы. Тогда и золотой запас был небольшим, и цена на нефть низкой.
– Сегодня ситуация иная, – считает глава региона, – но надо быть готовыми к кризису, необходимо выработать меры по жёсткому контролю всех расходных статей бюджета. Ни в коем случае не брать дополнительных обязательств в этот период. Силы, провозглашающие популистские лозунги и не очень хорошо разбирающиеся в происходящих процессах, говорящие о том, что нужно потратиться на то и на это, поступают неправильно. И нельзя идти у них на поводу. Все траты должны быть продуманными, осознанными, с пониманием того, что они необходимы. И если понятно, что их можно отложить, то это надо сделать. Бюджет Тюменской области, который будет представлен на обсуждение депутатов, будет очень консервативный. Об этом говорилось ещё весной. Под финансирование попадут только те программы, которые жизненно необходимы.
О развитии транспортной инфраструктуры Тюменской области говорилось на днях в Салехарде с участием министра транспорта России Максима Соколова. В результате вышло так, что все «хотелки» тюменцев по развитию дорог были развеяны из-за того, что финансирования, которое определено Москвой на реконструкцию и капитальный ремонт федеральных дорог – недостаточно.
– У нас трафик по федеральным дорогам, – заявил Владимир Якушев, – за 2011 год увеличился на 86,6 процента. Огромный, почти в два раза, рост. Надо представить себе ту нагрузку на дороги, которая есть на сегодняшний день. И если наши региональные и межмуниципальные дороги мы еще каким-то образом можем отремонтировать, то федеральные трассы должны финансироваться из федерального бюджета. А средств, выделенных на 2012 год, хватит только на поддержание тех участков дорог, где разрушается полотно. Те же, которые необходимо расширять, где необходимы развязки в несколько уровней, чтобы сделать более высокую пропускную способность, о них речи нет. Хотя мы на всех уровнях заявили, что по ряду наших трасс (Омское направление, Тюмень–Тобольск–Ханты-Мансийск, особенно в районе Увата) необходим капитальный ремонт, а то и реконструкция.
В Салехарде же обсуждали тему пропускной способности железной дороги. Участок Тюмень–Тобольск, например, не соответствует требованиям экономики. Хотя бы потому, что эта дорога не электрифицирована.
– И здесь наши планы, – поделился губернатор, – совпали с планами РЖД в этом направлении и в 2012–2013 годах там будет проведено электричество. Что же касается пропускной способности, а именно строительства вторых путей, то эта тема пока остаётся на уровне обсуждения.
Тема речного транспорта также была затронута на салехардском совещании при участии Максима Соколова. Этот наиболее дешёвый вид транспорта в тюменском регионе должен более активно развиваться. В этом случае будет снята очень серьёзная нагрузка с тех же дорог, на их ремонт и реконструкцию надо будет меньше тратиться. Естественно, уменьшилась бы стоимость стройматериалов и всего, что доставляется водным транспортом. Нужно обновление флота, так как по рекам сегодня ходят суда, произведённые 30–40 лет назад. Судостроительные заводы же (Тюменский, кстати, приказал долго жить) занимаются реконструкцией давно спущенных на воду кораблей и новых выпускают очень мало. Поэтому, пока не будет пополнен парк судов, говорить о серьёзном, прорывном развитии водного транспорта не приходится. Здесь должна быть согласованная политика государства и бизнеса.
Владимир Якушев высказался и о создании в Тобольске музея ссылки Николая Второго и царской семьи.
– Идея очень проста, – пояснил губернатор, – мы перемещаем администрацию Тобольского района из здания, где находится кабинет Николая Второго. В освобождённом помещении, достаточно интересном снаружи и внутри, будет музей царской семьи. Конечно, проведены необходимые консультации с музейными работниками, историками. В планах было организовать этот музей к 400-летию празднования Дома Романовых, но здесь торопиться не стоит. Главное, чтобы такой объект в Тобольске появился как ещё одна точка притяжения наших соотечественников и зарубежных ценителей этой темы.
Тимур ВОЛКОВ,
Александр АКСЕНОВ (фото)