Медиакарта
10:26 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пейте, люди, молоко!

Корова, завод, магазин, покупатель – главные звенья молочной цепи

На рабочем совещании под председательством губернатора Тюменской области Владимира Якушева его заместитель, директор департамента АПК, Владимир Чейметов отметил, что наш регион полностью обеспечивает себя молочными продуктами, что доля животноводства в товарной выручке сельхозпредприятий области составляет 64%, и четверть её даёт реа­лизация молочной продукции.

В Тюменской области с 2006 по 2011 год было построено 18 молочных комплексов на 17,8 тысячи голов. В настоящее время реализуется ещё три крупных проекта на 8,4 тысячи коров в Сорокинском, Ярковском и Ялуторовском райо­нах. С вводом последних трёх объектов общие удои на всех имеющихся молочных комплексах, по прогнозам, должны составить 149,5 тысячи тонн молока. Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока, назвал полезный напиток социально значимым продуктом и высказал своё аргументированное мнение о необходимости административной и финансовой поддержки молочной отрасли на федеральном уровне.

В «молочной цепочке» – несколько фигурантов. Первый и самый главный – корова. Без неё вообще молочной отрасли бы не было. А потому наш разговор начнём с неё.

Продаётся корова

Кто же решил расстаться со своей кормилицей и почему? Задавшись этими вопросами, я отправилась на по­иски автора данного объявления, размещённого в местных СМИ. Им оказалась жительница микрорайона Менделеево Ануза Хилько. В былые времена она работала на керамзитовом заводе, на очистных сооружениях. А когда его закрыли, пополнила армию безработных. Работу в конце концов нашла, но низкооплачиваемую, в пределах четырёх тысяч. Она и по сей день работает вахтёром в местном общежитии. И вот уже без малого 16 лет держит коров. В своё время в Менделеево было целое стадо коров, поголовье которого доходило до 40. Теперь её Фрося, что называется, последняя из могикан. А на хозяйку то и дело строчат жалобы: то корова прошла по дороге и оставила «лепёшки», хотя сами же эти «лепёшки» и собирают, навоз-то нынче в цене, то животное стоит в неположенном месте, под мостом (корова повадилась туда этим летом, спасаясь от жары и паутов). Анузе приходится расплачиваться за Фросины «проделки». Её вызывают на комиссии, облагают штрафами, ей звонят из управы.

– Я же не пасу её в Менделеево, – вздыхает Ануза. – Выгоняю корову на луга близ Временного. Да видно уж ничего не поделаешь. Нет у меня больше сил бороться. Решила продать Фросю. Вот только бы хозяин хороший нашёлся. Корова дойная, никак не хотелось бы её на мясо пускать.

Не сказала Ануза о том, как прикипела всем сердцем к Фросе, как в течение стольких лет исправно снабжала соседей молоком, сливками, сметаной, да не какими-нибудь, а самыми что ни на есть натуральными, и как за все свои старания получила большую оплеуху, но это прочитывалось в её глазах.

Думаю, менделеевцы сами до конца не осознали, чего лишатся. Парного молока им теперь уж точно не попить, не выезжая из посёлка. Ну а их дети, как, впрочем, и все горожане, о том, как выглядит корова, будут знать только по картинкам.

Наверное, это неизбежные последствия урбанизации, и корове не место в «городских каменных джунглях», а кто хочет заниматься животноводством, должен жить в деревне, но почему-то эта история навевает грусть. Если бы я была сказочником, обязательно сочинила бы счастливый конец, и Фрося не только бы осталась неразлучна со своей хозяйкой, но и стала чем-то вроде символа достатка и благополучия для менделеевцев и к ней относились бы с уважением и почитанием, как в Индии, где Фросины сородичи объявлены священными животными.

Поставлено на поток

Свеженадоенное молоко от тысяч Фросиных соплеменниц поступает на предприятия, его перерабатываю­щие. По данным управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области на 1 июня текущего года, местные производители увеличили поставки продукции в розничную сеть: ООО ПК «Молоко» (с. Нижняя Тавда) – 47%, ООО «Боровский молочный завод» – 26,7%, ООО «Молоко» (с. Бердюжье) – 24,8%, ООО «ЮниМилк» – 22,2%, ОАО «Тобольский гормолзавод» – 18,5%. Причём их продукция отличается высоким качеством, что вполне соответствует принятому Федеральному закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

На Тобольском гормолзаводе в сутки перерабатывается 30 тонн молока, которое поступает от поставщиков Тобольского, Тюменского, Ярковского, Нижнетавдинского районов.

– Мы закупаем лишь молоко высшего и первого сор­тов, – говорит инженер-технолог предприятия Валерия Гаирбекова, приехавшая в Тобольск после окончания Омского государственного аграрного университета по специальности «Технология молока и молочной продукции». – Это позволяет нам выпускать высококачественную продукцию. Стоит, наверное, отметить, что мы не добавляем в неё ни консервантов, ни стабилизаторов. А потому наша продукция хранится не более пяти суток. Спрос на наше молоко хороший, и не только в Тобольске, продукция отправляется в ХМАО, ЯНАО. Но хотелось бы, чтобы тоболяки отдавали ей предпочтение. Завод в состоянии напоить город молоком. Полная мощность предприятия рассчитана на переработку 60 тонн молока в сутки. Так что будет спрос, будет и предложение.

Прилавки ломятся

Фигурант третий – торговля. Без посредников в виде продовольственных магазинов, гипермаркетов, рынков никак не обойтись. Чтобы понять, как обстоят дела с этим звеном цепочки и предпочтение каким производителям отдаёт торговля, я заглянула не в «Магнит» или «Монетку», а в магазин «Табак», что расположен в ТД «Михайловский», который внушает мне больше доверия по одной простой причине – его руководитель наш, местный предприниматель.

Жанна Сарачина, старший продавец магазина, рассказала мне о том, что их постоянным партнёром является наш гормолзавод. Осуществляется также систематический закуп каскаринской, ситниковской, ялуторовской молочной продукции.

– Эта продукция у нас не залёживается. К тому же мы работаем по системе возврата, – заметила Жанна. – А потому у нас в продаже не бывает просроченной молочной продукции.

Спрос, как известно, рождает предложение. А потребитель порой не предсказуем. По словам Сарачиной, наряду с вышеперечисленной продукцией, влёт идёт и молоко в тетрапаках длительного хранения, привозимое из других регионов. Ох уж этот современный урбанизированный покупатель! Не останавливает его и большой процент консервантов в продукте. Главное, что хранится на протяжении трёх – шести месяцев. Затарил себе холодильник наперёд, и голова не болит о пропитании, занимайся себе более важными вопросами. Чего греха таить, иногда и я этим грешу.

Предпочтение отдаю,.. или Вкус детства

О том, что выбирает покупатель из торгового молочного ассортимента и почему, я постаралась узнать из первых уст. К одним тоболякам я обращалась с вопросом в автобусе, к другим – на улице, к третьим – непосредственно у кассы.

Галина Кашаева: – Моя семья жалует ялуторовское стерилизованное молоко в баночках. Постоянно его покупаем. Добавишь его в чай, и вкус получается отменный. Не верите? Попробуйте сами.

Наталья Голик: – Я отдаю предпочтение местной молочной продукции. В основном покупаю молоко, сметану, ряженку, питьевой йогурт, производимые на Тобольском молокозаводе. Продукции долгого хранения из других регионов особо не доверяю. Солидарны со мной и все члены моей семьи.

Ольга Байрак: – За нас выбор сделали животные. Я ничего не имею против, скажем, ситниковской молочной продукции. Но наш любимец, кот Васька, пьёт только молоко Тобольского гормолзавода, а наши две собаки не прочь полакомиться кефиром этого же производства. Не буду же я для них отдельно покупать. Так что наша семья поддерживает местного производителя. Не знаю, почему наши любимцы сделали такой выбор, но полагаю, что им можно доверять.

Оксана Назарова: – Я покупаю молоко, кефир, сметану только Тобольского гормолзавода. И совсем не из патриотических чувств или потому, что в них незначителен процент консервантов. Просто моему мужу нравится вкус молочной продукции, выпускаемой на нашем гормолзаводе. Так что мы выбираем по вкусовым качествам.

Сергей Бухалов: – В моём рационе присутствует кисломолочная продукция: кефир, сметана пониженной жирности. От неё тем, кому за 50, намного больше пользы, чем от молока. Конечно, при покупке я обращаю внимание на производителя, отдавая предпочтение местным. Продукция, выпускаемая предприятиями юга Тюменской области, всегда свежая, при её изготовлении не используются консерванты.