Медиакарта
12:02 | 13 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Деревня живёт и будет жить

Деревня живёт и будет жить
09:08 | 31 июля 2012
Источник: Наша жизнь

«Мы здесь жили, живём и будем жить». И точка. Так объявило мне культурно отдыхающее на скамеечке семейство Фоминых. От субботней жары народ растомился по лавочкам, пластиковым стульчикам вокруг смонтированной высоченной жёлтой сцены. Одни дети да молодёжь – всё им нипочём – бодрячком взлетали на батуте и щёлкали мячом на волейбольной площадке, щедро поливаемые солнцем.

Пока мы с жителями и гостями Новоалександровки ждали торжественного открытия народного их праздника – дня рождения села, образовалось время поговорить с людьми о настроении, о радостях, о чаяниях. Фомины в Новоалександровке – искони. Здесь жили их предки, отсюда уходил воевать отец, здесь родилась и трудится их молодёжь: сыновья-механизаторы, дочки – учительница и бухгалтер. Семеро внуков. Двое уже в Тюмень улетели учиться. Вероятно, вернутся в родные края. Если будет надежда на жильё и работу. Теперь люди уже сомневаются, возвращаться или нет. Многие молодые-интересные вернуться и рады бы. Но останавливают на пути фатальные проблемы, решение которых зависит не от них.

Когда-то, в начале двадцатого века, Новоалександровка (бывшее Артамоново) являлась самым крупным населённым пунктом в районе. Если ещё в 1904 году её население составляло две с половиной тысячи человек (или 500 дворов), то даже в период коллективизации лавры лидера нисколько не увяли, скорей наоборот: чуть ли не до начала тридцатых в нынешней Новоалександровке насчитывалось более трёх тысяч жителей! Даже государственный беспредел в виде насильственного переселения граждан с немецкими фамилиями из Поволжья лишь добавил количества населению и богатства местному генофонду.

И как не жить, не плодиться – край раздольный, поля обильные, озеро рядом живописное, храм белоснежный куполами сверкает… Церковь Вознесения Господня, по словам старожилов, перевалила тогда возрастом хорошо за три сотни лет. Приехала она, верная, в брёвнышках со своими прихожанами – первыми артамоновскими поселенцами аж из самой Воронежской губернии.

А потом, в недалёкие от нас времена, с дома Божия сорвали колокола и снесли купола. Из остова позже хотел было соорудить что-нибудь доброе бывший настоятель Ильинского храма, да он, будто оскорблённый годами забвения и запустения, в ответ на все попытки рассыпался в гнилую труху. И, будто по страшному совпадению, за жаждой духовной в село пришла жажда насущная. Начало катастрофически мелеть озеро, вспоившее щедрыми своими водами уже не одно поколение селян. День за днём всё острее ощущается недостаток питьевой воды в Новоалександровке. Рассказывают, что в озере в жаркие дни слой воды – сантиметров в тридцать. А на четыре сотни жителей воды даже из трёх колодцев не хватает. «Откуда вы тогда берёте воду для стирки, бытовых потребностей?» – интересуюсь я у загорелого мужчины в бескозырке. Рапацких Владимир за сорок здешних лет подарил селу детей и внуков. И потому вопрос о важнейшем для села и для него болит, как оказалось. «Представьте, под дождиком набираем. Напор-то не во всех скважинах хороший… Дорогу бы нам ещё с нормальным твёрдым покрытием!», – вдруг громко (видно, чтоб услышала администрация) мечтает он.

А Руф Артур Александрович – родом с Поволжья (и это по фамилии заметно) – мечтает о памятном кресте на месте разрушенного храма. Ведь там, утверждает, до сих пор покоится прах двух некогда служивших в их церкви священников.

Большую редкость – фото храма – увидела я на выставке семейного фотоархива первого местного фотографа Сорокина Василия Ивановича, организованной его дочерью, сотрудником дубынского краеведческого музея Светланой Васильевной Цибрюк. Рядом с выставкой свидетельств прошлого на празднике села можно было увидеть и изделия народных промыслов дня настоящего. Местная мастерица А.И. Калимова представила на выставке поделки в технике декупажа, витражной росписи и вязаные вещи.

А вообще день села удался. Несмотря на некоторые присущие материалу минорные тона, не вообразите, что Новоалександровка оставила у меня печальные ощущения. Во-первых, судя по замечательному концерту с насыщенной программой, не оскудела талантами эта южная окраина нашего района и страны. И во-вторых и в самых главных – огромное количество детей. У всех без исключения, с кем я беседовала, дети и внуки живут рядом. Это ведь очень доброе и ценное качество – умение передать потомству привязанность к малой родине. И если она, родина, ответит взаимностью, поможет своим детям в решении обыденных проблем, у нас есть шанс увидеть возрождение деревни, быть может, переплюнувшей и прежние свои рекорды процветания.

Постскриптум. Уверена, не лишним будет порадовать людей кое-какими сведениями от Шлегеля Андрея Фриденгольдтовича, главы администрации Дубынского сельского поселения. В данный момент ведутся изыскания подземной питьевой воды, на соответствующую программу выделено 32 миллиона рублей. К первому ноября текущего года будут подготовлены заключения гидрологов о залегании подземных вод. И к концу 2013 (крайний срок – начало 2014) года поступление воды из глубинных скважин должно быть обеспечено! И сразу после этого решится вопрос с открытием детского сада, оборудование для которого уже завезено. Но садик не разрешается по стандартам открыть без постоянного источника чистой воды. Будет вода – будет и детсад. Так что всё решаемо. Дело только во времени.

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА