Медиакарта
10:09 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

От беды до победы

Архивные документы – красноречивые свидетели прошлого. Фотографии, письма, скупые строчки и пометки – они о многом могут рассказать. Семьдесят лет прошло с начала войны, а не забываются те дни.

Голышмановская земля на долгие три года стала родной для обездоленных детей из блокадного Ленинграда. Фронтовик Владимир Александрович Честной после ранения на фронте прибыл в интернат №130, в село Голышманово. Это было в январе 1943 года. Работал воспитателем и одновременно военруком в сельской школе. Спустя годы, в 1985 году, он писал директору краеведческого музея Б.О. Сухову: «Думаю, найдутся люди, которые помнят меня. Всё же заметная личность была на селе – военрук школы, воспитатель интерната, даже одно время вёл уроки математики в 5-7 классах. Кроме того, инвалид – без руки, после ранения плохо слышал, ожоги на лице...». Дети-ленинградцы его особенно любили, ведь в начале войны он воевал на подступах к любимому городу, затем командовал отдельным лыжным батальоном седьмой Армии Карельского фронта. В сентябре 1943 года В.А. Честного отозвали в Калинин, но связь с Голышманово сохранялась ещё долго. Дети писали письма ему, его жене Виктории, которая тоже работала в интернате.

«Здравствуйте, дорогой Владимир Александрович! Мы от вас получаем письма, за что большое спасибо, что вы не забываете нас. В интернате всё по-старому. От девочек, которые уехали в Ленинград, мы получаем письма, они пишут, что мы по весне поедем все в Ленинград. Сегодня на выставку в Омск повезли наши изделия. Поехала Ирина Александровна (И.А. Соловьёва – учитель музыки, воспитатель интерната). Мы пока не знаем, кто получит знамя Ленсовета. Зоя Александровна (директор интерната З.А. Алексеева) поедет 1 марта на конференцию – насчёт передачи знамени, кто его получит, сообщим. Учимся мы хорошо. Сегодня справляли день Красной Армии. Напишите, как вы живёте, как себя чувствуете? С приветом к вам девочки и мальчики. Крепко целую. Рая».

От имени ребят педагогу написала письмо Рая Бирюкова в феврале 1944 года. В начале 1942 года она вместе с другими ребятами была переведена из Усть-Ламенского интерната в село Голышманово. Здесь разместили тех, у кого были младшие братья и сёстры. Рая тогда пошла в четвёртый класс, её сестра Нина – во второй, младшая Женя была дошкольницей. Директива облоно была строгой – родных не разлучать. У Веры Исыповой был брат Коля. Мать работала в одной из ленинградских больниц, отец воевал. Шавердовы Сильва, Эврик, Галя, Адольф были самой большой семьёй в интернате. Их отец Сурен тоже воевал на фронте. Сёстры Веселовы, Харзины, Одинцовы, Прудцовские, Серёжа и Лера Бобковы, Тамара, Коля и Аня Денисовы – их судьбы были схожи до подробностей. В Ленинграде жили на одних улицах, ходили в одну 225 школу, в одни ясли и сады. Виталику Козлову – только три года, а он уже сирота. После войны он был переведён в другой детский дом и уже не вернулся в Ленинград.

В справке для Голышмановского РОНО на 25 февраля 1942 года подробный отчёт о дошкольниках в Усть-Ламенке:

«Всего в общежитии 20 дошкольников, у них братьев и сестёр 19 человек. Здание школы, в котором размещено 138 человек, имеет общую площадь 332 квадратных метра, из них под спальнями 190 квадратных метра (шесть комнат)».

Естественно, что даже с учётом подсобных помещений и коридора, было очень тесно.

На обычной почтовой открытке с фотографией медсестры Ленинградского фронта воспитаннице Усть-Ламенского 128 интерната пришла очередная весточка из дома. На длинные письма тем, кто остался в Ленинграде, не оставалось ни сил, ни времени. Адрес простой: В школу №225 Кискиной Гале.

«Добрый день, Галя. Шлю привет и массу хороших пожеланий от папы. Получила письмо, пишет, что жив и здоров, чего и вам желает. Пишите, жду ваших писем. Ваша мама. Привет Серёже Чурочкину». Для Гали и Саши Кискиных эти письма особенно дороги. Их мама осталась в блокадном Ленинграде, работала вместе с отцом Чурочкиных на судомеханическом заводе. А мама Серёжи и Зои Чурочкиных – Анна Яковлевна – работала в интернате прачкой.

Галина стала врачом, сын Ирины Александровны Соловьёвой Александр тоже окончил медицинский институт. В начале войны он был ещё дошкольником. Сергей Чурочкин окончил лётное училище, Нина Теглева – техникум промышленного транспорта.

Н.Н. Теглева вспоминала: «Дисциплина в интернате была строгая, всегда в группах была чистота, дети ходили аккуратные, хотя одежда латаная или заштопанная. За двойки или тройки стояли на линейке, уроки учили по очереди – не хватало учебников. Школа занимала ведущие места по художественной самодеятельности, ездили выступать в Голышманово. Работали на участке при интернате, у нас даже была корова. Работали в колхозе. У меня была грамота за активное участие в уборке урожая, жаль, что я её не сохранила. У нас в интернате был журнал «Наш край». Помню, мы ходили по селу, узнавали об его истории и описывали в журнале».

О своей матери Александр Соловьёв отзывался очень тепло. Когда младших детей из Усть-Ламенки привезли в село Голышманово, сюда направили самых ответственных, самоотверженных воспитателей. В их числе – Ирину Александровну. В её группе было до сорока детей, работали воспитатели сутками – и день, и ночь. Это она занималась с детьми рисованием и лепкой, пением и играми, выпускала стенную газету, читала детям сводки Совинформбюро. В тридцатые годы она окончила музыкальное училище и всю жизнь преподавала музыку. Вот только война заставила эту женщину заняться другим делом – помогать детям выживать в условиях нужды, голода и житейских тягот. По осени младшие дети вместе со старшими выходили в поле собирать колоски, ухаживали за посевами летом, помогали прачкам стирать и штопать бельё, поварам – готовить обеды. Одна беда была поделена на всех.

фото из архивa

Фото 1940 года. Августовская учительская конференция.

В первом ряду: Головнёва Мария Тарасовна, Пинигина Бронислава Петровна, директор школы в Усть-Ламенке Елена Александровна Фёдорова. По сведениям односельчан, она застрелилась в конце войны. Во втором ряду: Вершеня Александр Трофимович – погиб в 1941 году в военном эшелоне, разбомблённом на пути следования к фронту. Далее – имя не сохранилось, Пивоваров Владимир Фёдорович, Шкиря Анастасия Яковлевна. В третьем ряду: Корабельникова Лидия Ивановна, Петкау Иван Петрович, Пурро Пётр Иванович – учитель истории.

Автор: Любовь АЛЕКСЕЕВА