1943 год.
-Смотри, порвешь - больше ничего не куплю, так и знай!
Тася смотрела на маму большими счастливыми глазами и прижимала к груди новенькие калоши. С обновкой девочка обращалась бережно, ходила аккуратно. Замарав, хорошо мыла и насухо протирала их. А когда они с подружками хотели поплясать, Тася снимала калоши, ставила их под скамейку и, босая, пускалась в пляс.
Листая книгу своей памяти, бабушка Таисия снова и снова возвращается к самым дорогим ее сердцу страницам. Она часто перечитывает их про себя, а иногда пересказывает вслух тем, кому интересно услышать историю ее жизни.
-Ой, матушка, непросто было тогда, ох, как непросто, - начала свой рассказ Таисия Ивановна Кутельникова, поправляя седые волосы, чуть выбившиеся из-под цветастого платка. – Война есть война, никого она не жалела, проклятая, – ни старика, ни ребенка.
Когда началась Великая Отечественная, Таисии было всего 12 лет. Все мужчины из ее родной деревни Половинное уехали на фронт. Туда же отправили и отца Таси, хотя они с мамой очень надеялись, что он останется дома.
-Нельзя туда ему было, потому как папа сильно болел, а его все равно забрали, - вспоминает старушка. - С фронта от него мы получили всего одно письмо. В нем папа писал, что его определили конвоировать обоз. Уж не знаю, какой, - то ли с вооружением, то ли с продуктами. Чуть позже пришла похоронка - папин обоз разбомбили.
Мужчины ушли на фронт, их заменили в работе женщины, старики, и, конечно же, дети. Тася, как и многие другие ее сверстники, работала на колхозных полях.
-Вручную мы пропалывали огромные полосы подросшей пшеницы, - говорит бабушка Таисия. - Молочай и осот резали руки в кровь. Потом нам сшили варежки - хоть немного, но стало легче. Когда хлеб поспевал, женщины жали его серпами. А мы с девочками вязали снопы. Помню, как из последних сил тащу сноп и знаю, что таких еще двенадцать обвязать и поставить надо.
-Знаете, хоть и было тогда очень тяжело, но нам всегда хотелось радоваться жизни, - добавляет Таисия Ивановна. – Не помню дня, чтобы мы с женщинами отправлялись на уборку без песен.
После войны Таисия Ивановна устроилась работать в больницу, потом развозила почту. Вместе с мужем поставили на ноги восьмерых детей.
Сегодня Таисия Ивановна живет в Зарослом. После смерти мужа и тяжелой болезни сюда ее перевезли дети. Сейчас уже они заботятся о маме, как когда-то она заботилась о них. Когда бабушка, со слезами на глазах, рассказывала мне о своей непростой судьбе, в дверях появилась статная улыбающаяся женщина. Это была дочь Таисии Ивановны – Зоя. Каждый день она приходит к маме, окружая ее вниманием. Часто бабушка Таисия льет слезы, сетует на свою немощность, обременительную, как она считает, для дочери. Совсем иначе думает Зоя Николаевна, для которой забота о матери - это просто долг любящей дочери.
На снимке: Таисия Ивановна Кутельникова.
Фото
из семейного архива.