Вообще-то, в нерабочее время я не пристаю к людям на улице. Но недавно, возвращаясь на машине с дачи домой, не удержалась и притормозила около юного скутериста.
Он как раз подвез к дачному магазину своего отца, ссадил его, резко развернулся и, крикнув: «Поеду покатаюсь, вернусь часа через два!», был таков.
С ним я заговорить так и не успела (скутер довольно быстро набирает немаленькую скорость), решила дождаться из магазина отца.
– Наверное, в классе пятом учится? – предположила я.
– Кто? Сын? – подозрительно покосившись на меня и открыв банку с пивом, переспросил мужчина. – Нет, в шестом.
– А скутером можно управлять с шестнадцати лет, да и то – только в шлеме…
– Ну…
– Когда вам продавали скутер, об этом не предупреждали?
– А им какая разница, кто на нем будет ездить? Покупал-то его я!
– То есть, и вам разницы нет, что сын сейчас ездит на нем по дороге, без всякой защиты?
– Слушайте, чо вы вообще хотите?!
– Хочу, чтобы мальчик через два часа вернулся домой, как и обещал…
Правда, мужчина с пивом моего ответа уже не слышал, он широко и раздраженно шагал в сторону дач. А его сына я еще раз встретила на перекрестке с Московским трактом. Он опасно вилял между автомобилями.
… Продавцы, действительно, редко интересуются, для кого и с какой целью у них покупают скутеры. Потому что им-то – чо? Главное, что заплатили деньги.
– Продажа скутеров – свободная, – говорит инспектор пропаганды областного УГИБДД Константин Заикин. – Я думаю, что скутер запросто могут продать и ребенку. Но дети-то их сами не покупают. Нонсенс в том, что опасные игрушки им дарят родители.
Лишний раз сотрудники ГИБДД убедились в этом, когда вместе с инспекторами по делам несовершеннолетних выдвинулись в рейд по поселку Московскому.
– В поселках и районных центрах детей на скутерах очень много, – объясняет Константин Заикин. – Взрослые ошибаются, считая, что движение здесь – неопасное. Скутеры подросткам покупают, чтобы они могли ездить, скажем, в школу. Странно, но это сейчас модно.
Да, какая-то очень опасная мода. Если вспомнить еще, что с начала года на тюменских дорогах произошло уже 30 аварий с участием скутеров. В этих ДТП погибли три человека, 39 получили тяжелые травмы. Большинство из них – люди совсем молодые, а то и вовсе дети. Как-то неправильно сложилось, что самым опасным транспортным средством управляют, все больше, подростки, которые не имеют не только водительского удостоверения, но и элементарных водительских навыков.
Во время рейда автоинспекторы «сняли с маршрута» четверых таких неопытных мальчишек, которые колесили по поселку Московскому. Всем им оказалось не больше двенадцати. На вопрос начальника областного УГИБДД, полковника Геннадия Лоточкина: «Откуда скутер?», они отвечали: «От родителей!» Чего и следовало ожидать.
– Хотя бы шлем еще подарили, – сокрушается Константин Заикин.
Но, будем честными, в критической ситуации даже он едва ли убережет от трагедии. Не просто же так скутеры часто называют в народе «хрустиками». Они ничем не защищают водителя – очень хрупкие. И неустойчивые, чуть что – заваливаются на бок. Зато скорость развивают приличную, отдельные модели – до 50 км/ч. Правда, по мнению законотворцев, до полноценного транспортного средства не дотягивают. Иначе чем объяснить, что для управления скутером до сих пор не нужны права…
Для многих это послабление – сигнал: значит, вообще ничего не нужно! И соблюдать возрастной ценз (жалкая попытка обезопасить скутеристов) тоже необязательно.
… С мальчишками из поселка Московский инспекторы ГИБДД побеседовали (что еще тут можно сделать – не пороть же?), а родителям (вот кому порка не помешала бы) выписали приглашение на окружную комиссию по делам несовершеннолетних. Будут наказывать за ненадлежащее воспитание детей.
– У нас было несколько таких прецедентов, – говорит заместитель председателя комиссии Калининского округа Рената Толова. – Родители пытались спорить, утверждать, что ничего такого в этом нет. Но, к счастью, нам их удалось убедить в обратном. Впоследствии все они продали скутеры.
Вот только неизвестно – кому? Не исключено, что точно таким же родителям, жаждущим сделать своим детям смертельный подарок.