Медиакарта
17:32 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вернутся ли в автобусы компостеры?

Вернутся ли в автобусы компостеры?
10:20 | 08 августа 2012

О судьбе кондукторов, работающих на пригородных маршрутах, а также рейсовой наполняемости и состоянии сегодняшнего автотранспорта мы ведём разговор с дирек-тором ОАО «Тобольское ПАТП» Сергеем Васильевичем КУГАЕВСКИМ. А предыстория такова. С первого января 2011 года в Тюменской области сменилась система формирования тарифов на пассажирские перевозки. До этого времени фактические затраты на кондукторов закладывались в них. Но с начала прошлого года во всех 22 пасса-жирских автотранспорт-ных предприятиях юга нашего региона эта категория работников сохранилась только на городских и дачных маршрутах. На пригородных и междугородних рейсах их быть не должно.

- Сергей Васильевич, на всех ли пригородных и междугородних маршрутах теперь нет кондукторов?

  • На сегодняшний день они сохранились лишь в Ялуторовском и Тобольском районах. Когда только приняли новую систему формирования тарифов, я надеялся, что все автопредприятия юга области предпримут шаги для решения возникшей проблемы. Но активность в этом деле проявили лишь некоторые. В то время мы не знали, как обстоят дела у наших коллег, потому и обратились с просьбой в правительство региона. Нам хотелось перенять опыт ПАТП, которые в сельской местности при таком же пассажирообороте, как в Тобольском районе, осуществляют перевозки без кондукторов. В официальных ответах департамен-та тарифной и ценовой политики, а также Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области говорилось, что они не могут предоставить такую информацию – иными словами, таких предприятий просто не было.

- Какие шаги были предприняты после этого?

  • В прошлом году мы получили исчерпывающие данные о работе всех автотранспортных предприятий региона. С удивлением обнаружили, что такого пассажирооборота, как у нас, нет ни в одном из районов области. Многие ПАТП даже в городах не имели таких показателей. При этом в них сохранялись кондукторы, а в сельской местности их предписывалось убрать. Их главная функция – продажа билетов пассажирам - должна лечь на плечи водителей. Те в этом случае делают так: берут с клиентов деньги, одну половину сдают в кассу предприятия, вторую кладут себе в карман. Это известный факт, установленный нашей службой контроля. В такой ситуации предприятие может снизить заработную плату водителей против расчётной, которая на сегодняшний день по Тюменской области составляет 21300 рублей в месяц. В Тобольске она достигает 25000 рублей. Однако и при этом мы имеем дефицит водительских кадров.

- Каковы последствия водительского воровства для бюджета самих ПАТП?

  • Создаётся парадоксальная ситуация: водители крадут кусочек дохода, а правительство области компенсирует его предприятиям в полном объёме. У каждого предприятия сложился определённый пассажиропоток. И чем он выше, тем меньше дотации ПАТП. Сегодня мы имеем огромную загрузку на районных маршрутах. При такой эффективности было принято решение не компенсировать затраты на кондукторов пригородных и междугородних рейсов. На сегодняшний день их месячная зарплата - около 15000 рублей. Нынче предприятие должно заработать на городских и коммер-ческих маршрутах более восьми миллионов для компенсации затрат на оплату труда кондукторов пригородных и междугородних маршрутов.

- Что даёт предприятию экономия на кондукторах?

  • В сочетании с экономией на классе автобусов и большим пассажирским потоком это позволяет удерживать расчётный тариф на перевозку одного человека на уровне самого низкого в области – два рубля 20 копеек за один километр. Из них чуть больше половины суммы платил пассажир. Остальные деньги выплачивала администрация района. К примеру, в Тюменском районе этот тариф составляет 2,55 рубля, в Ишиме – около 2,70, в Ялуторовске – почти три, в Вагае – три с половиной, в Увате – больше четырёх рублей за один километр. В некоторых районах сумма каждого пассажиро-километра достигает восьми рублей.

Один рубль 31 копейку платит пассажир. Всё остальное компенсиру-ется из бюджета. В такой ситуации самому предприятию выгодно работать хуже – ведь так оно получит больше средств.

Когда приняли новую систему расчёта тарифов, я направил письма в руководящие инстанции, в том числе и заместителю губернатора области Евгению Борисовичу Заболотному. В них изложил суть проблем, связанных с новыми изменениями. Последнее из писем было составлено мной и главой районной администрации Ю.А. Баттом в апреле. В следующем месяце на совещании, где также присутствовали глава города И.Ф. Оленберг и руководитель департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области С.В. Нарбутик, решили в очередной раз обратиться в департамент финансов Тюменской области с просьбой о сохранении кондукторов на маршрутах Тобольского района.

- Чем вы мотивировали это решение?

  • По часовому пассажирообороту в пригороде Тобольска мы обслуживаем 16 человек в малом классе автотранспорта (автобус ПАЗ), в Тюмени по подобному маршруту едут лишь 15 пассажиров в машине большой вместимости (автобус ЛиАЗ). При таком подходе ни о какой комфортной поездке речи быть не может, ведь учитывать следует всё: скорость автобуса, его класс, наличие кондуктора в виде поощрения предприятию с большим пассажирооборотом.

В письмах, отправленных в вышестоящие инстанции, я сделал ряд предложений. Первое - установить чёткие критерии, определяющие класс автобуса и количество рейсов в зависимости от плотности пассажиропотока. К примеру, если пригородным рейсом пользуется от девяти до 20 человек за рейс, то в этом случае можно использовать небольшой автобус, от 21 – автобус среднего класса. Для большого - достаточное количество пассажиров от 26 человек. Плюс потребность в кондукторах должна зависеть ни от типа маршрута (городской или пригородный), а от фактического пассажиропотока. Нами были проведены специальные расчёты. Они доказывают, что кондуктор выгоден уже при девяти пассажирах в час. Дешевле платить ему, чем увеличивать время работы на маршруте, заработную плату водителя или топливные расходы. Мы же просим, чтобы нам разрешили работу кондукторов хотя бы при часовом пассажирообороте в двадцать человек. Здесь не только экономическая целесообразность - удобство пассажиров не менее важно. При работе без кондуктора продолжительность поездки будет увеличена почти в полтора-два раза, пригородные маршруты лишатся остановок в черте города, но это сегодня даже не принимается во внимание.

- То есть дело лишь за разрешением?

  • Нет. В Тобольском районе есть и ещё одна проблема. С 2011 года междугородние маршруты, пролегающие внутри района, были переведены в другую категорию - их переименовали в «маршруты, связывающие центр района с его населёнными пунктами». Это должно было повлечь изменения 95-го постановления от 2005 года «О льготах, предоставляемых на территории Тюменской области». Но смена названий не повлияла на ситуацию – изменения в нужной редакции так и не были внесены в этот документ. И сегодня мы бесплатно возим льготников по персональной просьбе заместителя главы района Алексея Ти-мофеевича Пронтишева и бывшего начальника управления транспорта и дорожного хозяйства главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области Игоря Германовича Бусыгина. Ещё три месяца назад нам обещали, что долг за прошлый год в 1 400 000 рублей будет погашен. Но уже в мае руководство района сообщило, что ожидаемой выплаты не будет.

- А есть ли новые рейсы в районе или услуги, предоставляемые вашим предприятием?

  • Необходимость введения новых рейсов должна, в первую очередь, рассматриваться руководством района и предлагаться для утверждения правительству области.

Все тобольские пригородные рейсы, сокращённые в 2009 году в связи кризисом, могут быть возвращены в следующем году. Наше предприятие совместно с райадминистрацией подготовило расписание, в котором учтены все существующие в то время маршруты и рейсы. Оно находится на рассмотрении у руководства региона. Сегодня районные рейсы-«рекордсмены» по заполняемости - на деревню Старицкие. Популярны также маршруты на село Булашово, деревни Байгара и Татарские Медянки и посёлок Прииртышский.

Автор: Святослав ВИНОКУРОВ