В демократическом обществе судебная власть выступает социальным
регулятором общественных отношений, приводя их в соответствие с
правовыми нормами.
Формирование судебной власти, деятельность которой направлена на защиту
прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в
государстве, осуществляемых посредством мер правового и материального
характера, является основным содержанием судебной реформы в Российской
Федерации.
В чём проявились изменения современной судебной системы в ходе реформы?
Каким должен стать российский суд в результате? Продолжаем разговор с
председателем Тюменского районного суда Тюменской области Александром
ВЕЛИЧКО.
- Какова новая роль и содержание деятельности органов судебной власти?
- Роль осталась прежней - защита законных интересов граждан, общества и
государства. Определение правосудия не изменилось. Появилась
состязательность (раньше судья представлял и доказательства по
обвинению): теперь в споре между обвинением и защитой есть независимый
арбитр. В этом, пожалуй, и заключается новое содержание.
- Какие проблемы в свете реорганизации судебной системы возникают в
смежных секторах правового механизма (прокуратура, адвокатура,
следствие)?
- Возросла роль прокурора (гособвинителя). Но, вместе с тем, отсутствует
система восполнения доказательств. У гособвинителя в процессе нет
действенных полномочий для восполнения пробелов следствия.
Для адвоката также нет законодательного подкрепления возможности сбора
доказательств.
- Возможно ли в обозримом будущем появление судебных следователей?
- В американской системе правосудия существуют судебные следователи,
работа которых сопряжена с понятием "сделка с правосудием". Происходит
"сделка" следующим образом: прокурор, судебный следователь, подсудимый и
адвокат садятся за общий стол и договариваются, какое наказание
назначить подсудимому. Потом с данным решением все приходят в суд, там
оно утверждается судьёй и вступает в законную силу.
Но в нашей стране, где возможность необдуманного осуждения слишком
велика, говорить о введении такой системы рано. К тому же у нас пока нет
института качественной юридической помощи, высококвалифицированных и
принципиальных адвокатов.
- Изменится ли предметная компетенция судов субъектов Федерации?
- С 1 января этого года во всех судах субъектов Федерации начали
действовать апелляционные инстанции по гражданским делам. Аналогичные
коллегии по уголовным делам начнут функционировать с начала 2013 года.
Введение этой процедуры коренным образом меняет порядок пересмотра дел:
при апелляционном рассмотрении суд полностью пересматривает дело, вновь
оценивая все обстоятельства и вынося своё решение.
- Судебная реформа предполагает создание в России института медиации
(это технология альтернативного урегулирования споров с участием
третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном
конфликте стороны - медиатора). Что будет входить в функции медиатора, и
не станет ли медиация условием недоступности судов для простого
гражданина?
- Глава "О медиации" уже введена в гражданско-процессуальный кодекс. Мы
проводим учёбу и семинары совместно с медиаторами. Что касается функций,
то медиатор призван помочь сторонам выработать определённое соглашение
по спору.
К медиатору обращаются тогда, когда необходимо не столько правовое,
сколько морально-этическое, психологическое, религиозное разрешение
дела. Но прибегнуть к такой процедуре можно только по обоюдному согласию
сторон. Никто не будет принуждать граждан разрешать дела посредством
медиации. Если человек считает, что его дело должно рассматриваться в
судебном порядке, - так тому и быть.
Итак, новая российская судебная система реформируется на глазах.
Последствиями судебной реформы должны стать максимальная доступность
суда для населения, исключение возможности произвольного изменения
подсудности, чётко определённая компетенция различных звеньев судебной
системы, возможность обжалования и проверки судебных решений и
предоставление лицу по его жалобе права на полный пересмотр дела в
вышестоящем суде.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.