Медиакарта
17:44 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

На счастливых островах сказки

Об особенностях, куклах и актерах очередного «Золотого конька»

Бывает, замученные на работе, заеденные бытом, мечтаем в одно прекрасное утро проснуться девчонками в юбчонках и мальчишками в штанишках. Но почему-то юбки с каждым годом становятся длиннее, а брюки строже. Но раз в два года дверца в беззаботное детство со скрипом, да открывается. А за ней – вкуснятина, всякая всячина: пряники, мелки, скакалки, велосипеды…

——

Все благодаря фестивалю-конкурсу «Золотой конек» – событию по всем статьям наизамечательнейшему, когда взрослые дяди и тети на сцене в качестве актеров и в зале в качестве зрителей запросто забывают о болячках, долгах, авансах, клумбах с люцерной и грядках с чесноком.

===

  • Фестивальные новинки

Нынешний, третий по счету кукольный «Золотой конек» не похож на предыдущие теат-ральные форумы. Во-первых, организаторы пригласили меньше участников (если в 2006 и 2008 годах фестиваль жил на широкую ногу, то сейчас пояса пришлось затянуть). Во-вторых, «срежиссировали» этот конкурс по принципу гастролей: приехали к назначенному дню, отыграли и домой.

Участники показывают по два спектакля: один малой (его играют на Цветном бульваре четыре раза) и один большой формы (его играют на сцене «куколок» три раза). В сумме актеры каждого театра выходят к зрителям семь раз! Билеты в зал стоят от 110 до 200 рублей. Посещение спектаклей на открытом воздухе бесплатно. По приблизительным подсчетам директора Тюменского театра кукол Василия Пустыльникова, постановки на бульваре посмотрят около десяти тысяч зрителей. После шести часов вечера подмостки на воздухе свободны от спектаклей, но не свободны от участников благотворительной акции в рамках фестиваля «Арт-визит на Цветном бульваре». Чтобы площадка не пустовала, организаторы бросили клич по всему городу и созвали множество творческих коллективов, которые абсолютно безвозмездно согласились радовать горожан хорошими программами по три часа подряд (с 18-00 до 21-00) каждый вечер.

О жюри. Как и прежде, его возглавляет президент Российского центра Международного союза деятелей театра кукол (УНИМА), худрук Рязанского театра кукол Валерий Шадский. Ему помогают заведующая кабинетом детских театров Союза театральных деятелей РФ, театральный критик Ольга Глазунова, заведующая литчастью молодежного театра «Ангажемент», театровед Анна Николаева, член Союза художников и Союза дизайнеров РФ Ольга Трофимова. Новое лицо в жюри – режиссер Государственного академического центрального театра кукол имени Образцова, заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова. Да-да, внучка великого Сергея Владимировича.

Среди номинаций есть принципиально новая – «Мастер». Как резюмировал главный режиссер Тюменского театра кукол Сергей Грязнов на пресс-конференции по поводу открытия фестиваля, награда в ней достанется тому, кто часто остается в тени, но кому принадлежит большая часть успеха спектакля. Это может быть декоратор, балетмейстер, художник по свету, модельер сценического костюма…

===

  • «Зиму в лете мы переживем»

Одними из первых открывать фестивальный конкурс «Золотой конек» почетно, престижно и… боязно. Но Нижневартовскому театру кукол «Барабашка» все удалось. В который раз приходишь к выводу: одно из главных условий успешного спектакля – хорошая пьеса. За основу режиссер-постановщик из Питера Алексей Смирнов взял знакомую с детства русскую народную сказку «Зимовье зверей». Художник-постановщик и тоже из города на Неве Екатерина Петухова в духе сказочки продумала сценографию.

Каждого входящего в зал ребенка на сцене «встречала» огромная подарочная коробка с бантом на «макушке». «Неужели это все? Не густо, не густо», – ворчала про себя. На самом деле в коробке с сюрпризом уместился огромный сказочный мир со множеством героев и приключений. По ходу сюжета актеры Юрий Пархоменко, Александр Пушков и Татьяна Сысоева «раздевали» ту коробку, словно луковицу от шелухи чистили: на смену праздничной обертке пришло осеннее одеяние, которое потом сменил зимний «костюмчик» – в зависимости от времени года в сказке.

Теперь о ней. Жил да был в сказочном лесу Бык. Пил сказочную воду, жевал сказочную траву. Когда не жевал и не пил, философствовал… Но подул холодный ветер, облетела с деревьев листва, стало грустно-тоскливо, и Бык, по примеру журавлей, захотел попасть в теплые края. По пути встретил меланхоличного барашка, свинью-генеральшу, важного гуся и печального петушка (нужно сказать, что куклы как внешне, благодаря мастерам, так и внутренне, благодаря актерам получились очень характерными). Лето герои не нашли. Зато нашли друг друга, а значит, дружбу на века!

«Зимовье зверей» – это не только спектакль с куклами и живым планом, это еще и игра для малышей. Вместе с актерами они то «завывали» как холодный ветер, то «капали» как осенний дождик, а то «стучали молоточками» (хлопали в ладоши), когда строили для сказочных персонажей уютный домик. А нам, взрослым, «Зимовье» понравилось за «социальные мотивы». Чего только стоят поговорки в тему «Гусь свинье не товарищ» и «Нынче люди хуже чем звери». Есть над чем задуматься…

===

  • Челябинская страшилка

Сложную материю, шекспировского «Гамлета», Челябинский государственный областной театр кукол имени Вольховского переложил на шуточные стихи и посвятил их детворе. Спектакль «Маленький принц Датский» в постановке заслуженного артиста России Александра Борока со сценографией лауреата национальной премии «Золотая маска» Ольги Веревкиной из Омска назван в программках и афишах не иначе как «ужастик» для детей от 7 лет. То ли в зал привели деток помладше, то ли актеры играли «чрезвычайно правдоподобно», но моя соседка – девчонка с длинными ресницами, в розовом с рюшами платье – плакала навзрыд, увидев грозного призрака Датского королевства. Испугалась – не то слово. Пришлось перевоплощаться в клоунессу и красочно рассказывать (во время спектакля!), что это всего лишь кукла на колесиках.

Вроде постановка смешная, текст хороший, актеры яркие (слова на языках так и танцуют), декорации симпатичные, и ты понимаешь, что трагедии, как в оригинале, не будет, но печальная нотка, не спросив разрешения, вдруг да и проскользнет, и зацепит… Тут не Йорик бедный, а мальчишка-Гамлет. Дядя Клавдий обвиняет в сумасшествии, друзья запросто лгут, клевещут. А он поет проникновенные баллады и никак, ну никак не хочет ходить в школу. А призраком, который пугал датскую молодежь, был не кто иной, как… сам король. Ох уж эти мне величественные особы. Хотел, говорит, напугав сына, вызвать в нем ответную смелость… Такая вот история.

– Пап, а почему же так банально? – спросил Гамлета-старшего Гамлет-ребенок.

– Не банально будет чуть попозже… – ответил король.

Тогда, когда повзрослевшая ребятня, смотревшая этот спектакль, возьмет в руки пьесу Шекспира и узнает, что все закончилось далеко не так счастливо. Лично мне очень понравились последние слова актеров о том, что все мы немножко Гамлеты. Это если говорить о страхе перед неизвестностью и о том, что каждый из нас – уникальный герой в собственном спектакле жизни.

Фото автора и Ярославны ЧЕРНОВОЙ

Автор статьи: Ирина НИКИТИНА

Рубрика: Общество