Медиакарта
19:09 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ангельский взгляд. На дне жизни

Ангельский взгляд. На дне жизни
15:52 | 10 августа 2012

Тобольск – прекрасен, спору нет. Любы сердцу тоболяка и туриста и широкие проспекты, одетые в брусчатку, обрамлённые цветочными вазонами, и старые улочки в нижнем посаде, каждый сантиметр которых пропитан духом истории. Город на глазах хорошеет и преображается. Восстанавливаются архитектурные памятники, возводятся новые объекты, которые органично вписываются в городской интерьер и которыми наверняка будут гордиться потомки. Что-то ведь и это поколение должно оставить после себя. На первом пешеходном маршруте, в районе Тобольского кремля, можно встретить немало туристов и семей тоболяков.

Всё бы хорошо, но ...На тех же туристических или прогулочных маршрутах «тусуются» бомжи, попрошайки, которые, безусловно, не являются украшением древнего стольного града и добавляют в социальный портрет тоболяка негативные черты. Для города, ставшего туристическим цент-ром Западной Сибири, эта большая проблема. Бомжи летом спят на скамейках в городских скверах, парках, у магазинов, распространяя при этом такой запашок, что аромат, исходящий от цветочных клумб, не в силах его перебить. Выглядят они неэстетично. Да и откуда появиться этой самой эстетике, когда большинство из них лишено элементарных человеческих удобств, и помыться они могут разве что в каком-нибудь естественном водоёме, там же и бельё состирнуть, что делают они крайне редко.

Пристроить человека куда сложней, чем бездомную собачку или кошечку. Но, к счастью, и такое случается. Пролетая над Тобольском, видел я, как бедствовал раб Божий Валерий, мужчина работящий, но любитель заглянуть в бутылку. По этой самой причине он и оказался на дне жизни. Жил из милости в подвале одного из гаражей. Помогал членам гаражного кооператива зимой снег чистить. Один из членов гаражного кооператива, строящий коттедж, предложил Валерию поселиться у него на участке, в вагончике-бытовке, который меблировал – снабдил телевизором, холодильником. Договорились, что за жильё и кормёжку Валерий будет помогать хозяину участка по хозяйству. Живёт теперь Валерий, словно в райском уголке. Вагончик его окружён лесом, над его головой поют птицы, а просыпается он с первыми солнечными лучами, заглядывающими в его оконце, чего раньше в подвале гаража он был лишён. Валерий привык к семье, с которой живёт по соседству, уважительно относится к хозяевам, водит дружбу с их живностью, за детьми ухаживает, как за своими родными. А недавно хозяин дома устроил его на работу в охрану. Нельзя сказать, что всё так уж гладко. Иногда бывают срывы – вновь возьмётся Валерий за бутылку, ну и получит хороший нагоняй. Но эти срывы всё реже и реже случаются. Социализация проходит успешно.

Попрошайки внешне куда приятней бомжей. У этих есть свои жилище, семьи. Но их устраивает паразитирующий образ жизни. А почему нет, если находятся те, кто подаёт милостыню. Главное, хорошо сыграть свою роль. Вот, например, одна молодая женщина, судя по всему, инвалид, пристаёт к прохожим на Красной площади, вблизи храмов, и просит милостыню на якобы пятерых малолетних детей. Находятся сердобольные, особенно из числа верующих, и подают. Для неё, как и её собратьев «по цеху» – это своего рода работа, в чём-то сродни актёрской, только роль у каждого одна, так что из образа можно и не выходить.

Бомжи – разносчики антисанитарии, попрошайки – живой укор благопристойным, самодостаточным горожанам. Отмахнуться от решения этой проблемы никак не получится. Одним необходимо оказать комплексную помощь, чем, собственно, и занимаются в центре социального обслуживания, но принять одновременно там могут только 20 человек, что остроты вопроса не снимет, другим (попрошайкам) необходимо оказать психологическую помощь. Все они люди-человеки. И не жалеть их надо, жалость унижает, а помочь обрести человеческое достоинство, опору под ногами. Тогда и облик Тобольска станет куда привлекательней.

Перевела с ангельского Анна ЩЕРБИНИНА Юрий ПОПОВ (фото)