Медиакарта
22:48 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не знающий правил особо опасен

21:15 | 10 августа 2012

Уже лет пять не испытывала предэкзаменационного волнения. Когда ком в горле, когда трясутся руки и коленки, и кажется, что совершенно ничего не знаешь, хотя и учила всю прошлую ночь… Ну, допустим, в этот раз коленки с руками у меня особенно не тряслись. И ночью я спала. Однако по поводу своих теоретических знаний переживала. Хотя ряды начинающих водителей покинула пару лет назад и к автодрому автошколы ВОА, где вчера прошли экзамены для журналистов, подрулила довольно уверенно. – Но умение управлять автомобилем – это только полдела, – критически заметил начальник областного УГИБДД, полковник Геннадий Лоточкин. – Многие ученики автошкол быстро схватывают практику, но игнорируют теорию. И потом, получив права, ездят по городу интуитивно – не читая знаков. Кто-то их просто не замечает, а кто-то и не знает вовсе. – Как же такие водители оказываются на дорогах? – спрашиваю я. – Есть определенный риск. Многие курсанты просто зубрят правила дорожного движения, – объясняет полковник Лоточкин. – Не раз, наверное, слышали от учеников автошкол: «Я готовлюсь к экзаменам в ГАИ!» А ведь не к экзаменам надо готовиться, а к новой жизни – на колесах! Часто такие зубрилки и проскакивают в водители, заморочив голову инструкторам и инспекторам ГИБДД. Вроде и на все билеты ответили, и «змейку» на автодроме изобразили, и по городу, не нарушив правил, проехали… А как только получили положительную отметку в экзаменационном листке, сразу же позабыли о прилежном поведении на дороге. И заученные когда-то правила из головы тоже вылетели. – Вот старшее поколение – это да! Таких еще шоферами называют, – говорит Геннадий Лоточкин. – Они и знаки читают, и к другим участникам движения с уважением относятся. А начинающие водители автоинспекторов расстраивают все чаще. С начала года на тюменских дорогах произошло уже 234 ДТП по вине водителей, стаж которых не больше двух лет. В этих авариях пострадали 368 человек, девятнадцать погибли. – Напрашивается вопрос о качестве знаний, которые этим водителям преподали в автошколах, – говорит Анжела Борисова, начальник отдела пропаганды областного УГИБДД. – Не случайно экзамены сдают меньше половины тюменских курсантов из заявленного числа. Правда, сами курсанты, которым не удалось с первого раза (а то и второго, и третьего) сдать экзамен на вождение, придерживаются другого мнения. Дескать, это гаишники «заваливают»! И некоторым инструкторам, кстати, такой стереотип на руку. В противном случае, им бы пришлось признать, что сами недоработали. – Такого недоучку видно сразу, – говорит инспектор экзаменационного отдела УГИБДД, капитан Владислав Некрасов. – Если теорию он вдруг каким-то чудом сдал, то на автодроме или в городе обязательно срежется. Даже ехать далеко не надо. Как человек чувствует себя за рулем, видно в первые же несколько минут. … Журналистов на экзамен инспекторы ГИБДД пригласили, чтобы те сами могли разобраться: «валят» ли? За парты с представителями СМИ сели и воспитанники детско-юношеской школы ВОА – парни, которым нет еще и 18-ти (однако за плечами у них не по одному году автомобильной практики). На двадцать вопросов по правилам дорожного движения они ответили за… полминуты. И под завистливые взгляды журналистов, которые к тому времени добрались разве только до третьего вопроса, вышли в коридор. Ждать оценки. Хотя результаты были предсказуемы – ни одной ошибки! Остальным же участникам эксперимента пришлось чуть покраснеть перед инспекторами. – Прав-то хоть не лишат нас? – опасливо поинтересовался с задней парты корреспондент «Тюменской службы новостей» Дмитрий Цепелев. – Нет, но все ваши ошибки озвучим вслух, – пригрозил Геннадий Лоточкин. – Чтобы потом восполнили эти пробелы… Не сочтите за хвастовство, но пробелов этих набралось не так-то уж и много (среди экзаменуемых журналистов были, кстати, и не водители). Хотя, признаться, ошибки были. Связаны они, в основном, с теми правилами, которые тюменским водителям не приходится применять на практике. Например, с проездом трамвайных путей или движением под реверсивный светофор. – А вдруг вы завтра поедете на машине в Екатеринбург или Санкт-Петербург? – резонно заметил Владислав Некрасов. – Там и трамваи есть, и реверсивные светофоры… Водитель должен быть водителем на любой дороге. И на автодроме – в том числе. Из кабинета нас отправили именно туда. Вспоминать правила параллельной парковки, «горку» и «змейку». С практикой было полегче. Правда, кто-то из коллег посетовал, что давно не сидел за рулем без гидроусилителя и не пользовался механической коробкой передач. – А мы постоянно ездим на таких машинах, – пожимает плечами 14-летний Георгий Макаридзе. – По правилам автомобильных соревнований, в которых мы участвуем, гидроусилителя на руле быть не должно. Я не поверила, попробовала сама покрутить руль «лады», на которой Георгий только что пролетел «змейку» передним и задним ходом, не сбив ни одного колышка. Руль, действительно, оказался без всяких поблажек. – Если бы все так ответственно подходили к обучению водительскому мастерству, – мечтательно говорит Владислав Некрасов, глядя на ребят из ВОА. – Тогда бы и аварий в городе было бы куда меньше! И инспекторам краснеть меньше пришлось бы. Потому что им приходится отвечать за каждого новичка, который «засветился» в ДТП. – Раньше шел разговор о том, чтобы на каждую аварию, виновником которой стал начинающий водитель, приглашать инструкторов автошколы, где он учился. И чтобы эта школа тоже несла ответственность, – рассказывает капитан Некрасов. – Но все это только разговорами и кончилось. Ответственность за новичков несут только инспекторы, которые принимают у них экзамены. Значит, где-то недосмотрели. Поэтому мы и смотрим в оба, а курсанты принимают это за предвзятое к ним отношение. Но мы-то понимаем, что с таким набором знаний человек будет просто опасен на дороге! Особо опасен! … С экзамена я ушла в твердом убеждении, что обязательно надо подучить правила переезда через трамвайные пути и сигналы реверсивного светофора. А вдруг, и вправду, придется ехать в Екатеринбург. Не хочу быть ни для кого опасной. И для себя – в том числе.

Автор: Мария Самаркина