Помню, когда я училась вождению, курсанты из моей группы жаловались друг другу, что во время практических занятий наш инструктор постоянно… ест беляши. Пожалуй, то был его единственный недостаток.
Когда подошло время сдавать экзамены в ГИБДД, большинство из нас успешно с ними справились – спасибо инструктору. Скажу больше: благодаря этому человеку у меня стальная водительская выдержка. От дороги меня не отвлекают ни разговоры пассажиров, ни их, пардон, чавканье. Теперь я даже подозреваю, что беляши были частью учебной программы…
Методы обучения, действительно, могут быть разными, соглашается заместитель директора областного департамента по лицензированию, госаккредитации и контроля в сфере образования Антон Богданов.
Однако единых требований, от которых нельзя отступать, никто не отменял.
– На сегодняшний день у нас существует несколько комбинатов, которые готовят инструкторов по вождению. Это Западно-Сибирский государственный колледж, автошколы ВОА, «Магистраль» и «Автомобилист», – рассказывает Богданов. – Чтобы стать инструктором, человек должен иметь не менее трех лет водительского стажа. Остальному его научат: основам педагогики, психологии… И, конечно, отточат знания правил дорожного движения.
На все про все уйдет… две недели. Не маловато ли для того, чтобы самому учить других людей?
– Вполне достаточно, если человек способный, – говорит директор автошколы ВОА Леонид Крюков. – В противном случае, на него начнут жаловаться ученики, и руководство его уволит. После такого его вряд ли примут в другую автошколу. Все директора между собой общаются, и у нас есть что-то вроде черных списков.
Пока автошколы составляют черные списки инструкторов, горожане выкладывают в Интернете такие же, но с именами автошкол. Претензий к водительским учебным комбинатам с каждым годом становится все больше. Как у обывателей, так и у сотрудников Госавтоинспекции.
Чтобы обсудить наболевшее, вчера в одном из совещательных залов отеля «Евразия» собрались директора тюменских автошкол (чьи названия на слуху) и представители контролирующих органов. Поделились впечатлениями и планами.
– О качестве обучения в тюменских автошколах свидетельствует количество ДТП, спровоцированных начинающими водителями, – говорит заместитель начальника областного УГИБДД Алексей Чубаров. – В этом году аварий стало на целых 28% больше, чем в прошлом. И новичков на дорогах значительно прибавилось. За последний год автошколы выпустили 18 тысяч водителей. В прошлом году их было 14 тысяч.
Спрос на услуги автошкол не падает, а наоборот. А повышенный спрос, как известно, рождает предложение. И, к сожалению, не всегда качественное. Открыть автошколу сегодня может любой желающий.
– Режим получения лицензии на подготовку водителей максимально упрощен, – подтверждает Антон Богданов. – Однако последующий контроль коммерческой и учебной деятельности довольно строгий.
Но слишком уж ненавязчивый. Первый раз после получения лицензии автошколу проверяют через год. Затем – раз в три года. Можно представить, сколько за это время оттуда выйдет недоучившихся водителей. Но по-другому – никак, разводит руками Богданов. Правительством дана установка: не «драконить» малый бизнес.
– Я не согласен с тем, что сейчас обучение вождению воспринимается в большинстве случаев как коммерция, – считает Леонид Крюков. – Человек, который взялся за это дело, должен быть настоящим профессионалом. Раньше так и происходило. А теперь денежная гонка какая-то…
И правда. Автошколы с неизвестными названиями частенько «выкидывают» в Интернет супервыгодные предложения. Например, обучение всего за 10 тысяч рублей!
– Но это просто невозможно! – уверен директор автошколы «Дебют» Юрий Глячков. – Либо курсантов за эти деньги ничему не научат. Либо начнутся дополнительные сборы: за бензин, аренду автомобиля, сдачу экзамена… Часто такое «дешевое» обучение выливается в кругленькую сумму.
По словам тех, кто уже поднаторел в автомобильном деле, на качественное обучение вождению в Тюмени придется потратить, в среднем, 22 с половиной тысячи рублей. Это, кстати, терпимо по сравнению с ценами в Сургуте и Ноябрьске – там на то, чтобы стать водителем, уйдет около сорока тысяч.
– Автошколы вольны сами назначать цены, – говорит Антон Богданов. – Здесь мы, увы, ничего не можем поделать. А вот приостановить лицензию, если обучение не соответствует нормативам, - можем. В этом году такой прецедент был. В ходе неплановой проверки мы выявили в одной автошколе ряд нарушений: не было необходимых учебных пособий и специально оборудованного класса. Сейчас эта автошкола закрыта. До тех пор, пока не исправится…
Однако, кроме нее, в Тюмени еще порядка 60 «контор», руководители которых бьют себя в грудь и заявляют, что могут сделать из любого обывателя профессионального водителя. Кому из них верить?
– Здесь все в руках самих кандидатов в водители, – высказывает свою точку зрения Алексей Чубаров. – Перед тем, как пойти учиться в определенную автошколу, надо прийти туда, посмотреть, как оборудован класс. Если он находится, например, в квартире жилого дома на последнем этаже, то это повод насторожиться.
Не помешает провести «разведку боем» и на автодроме, выяснить, на каких автомобилях будет проходить обучение. И, конечно, какие занятия включает в себя учебная программа и какова ее полная цена, без всяких доплат.
А еще, советует Юрий Глячков, можно поговорить с выпускниками или курсантами автошколы. Спросить у них, как подходит инструктор к своей работе. Если учит не только прописным истинам, но и рассказывает об этикете вождения и о шоферской солидарности - значит, готовит настоящего водителя, а не просто натаскивает на сдачу экзамена в ГИБДД.