Человек – часть природы. Изменяя природу, мы изменяем и себя.
Эта простая истина, кажется, должна быть заложена в нас где-то на генетическом уровне. Но мы все чаще ее забываем.
На фестивале «Живая природа» подростков заново учат видеть, слышать и чувствовать все, что происходит в мире вокруг нас.
… Воздух Криводановского бора хочется вдыхать и не выдыхать. Наполняться им, как воздушный шарик.
Здесь, среди сосен, расположились палатки участников фестиваля – школьных лесничих. Нынче собрались больше ста человек из Тюменской области и Ханты-Мансийского округа-Югры, гости из Омска, Челябинска и Свердловска.
Школьникам хорошо, они уже с утра записались на мастер-классы. А вот куда нам пойти в первую очередь, когда так разбегаются глаза?
Восстанавливать забытое искусство резьбы по дереву? Попробовать свои силы в ландшафтном дизайне под руководством Ларисы Ибрагимовой? Или, может быть, поработать за гончарным кругом вместе с педагогами академии культуры, искусств и социальных технологий Гузель Фахретдиновой и Марией Колосковой?
Вместо зеленых «энцефалиток» компания начинающих гончаров облачилась в голубые фартуки.
– Бери больше, вытягивай! Глина любит, чтобы ее убирали, а не прилепляли, – объясняет Мария Колоскова темноволосому мальчугану, который пытается создать глиняную свистульку.
Мальчишки и девчонки разминают в руках коричневые комочки пластичного природного материала. Кто-то садится за гончарный круг. Не у всех с первого раза получается красивый горшок: не хватает сноровки, а некоторым мешает маникюр. Но цель и не в том, чтобы за несколько минут стать мастером. Эта работа учит терпению и помогает думать. Мысли принимают красивую отточенную форму, как игрушки, от которых отваливаются лишние кусочки глины.
Подростки, которые уже целенаправленно готовятся связать будущее с миром природы, пришли на занятие к лесоводу Алексею Ташкинову. Алексей Петрович привез с собой из города саженцы дуба и кедра, пластинки для измерения кислотности почвы и даже подзорную трубу.
За несколько часов он постарался рассказать как можно больше. Объяснил мальчишкам технологию лесовосстановительных работ. Показал, как определить щелочной уровень почвы. Как по одному взгляду определить возраст дерева и чего ему не хватает для развития. Какие годы были благоприятными для дерева, а какие – нет.
Парни задирают головы вверх. Считают мутовки сосен и елей, сравнивают приросты разных лет. Видно, что те, кто постарше, многое уже знают о лесе. А маленькие слушают внимательно и серьезно. Ведь еще далеко не у всех школьных лесничеств есть возможность заниматься практикой. Причины бывают самыми прозаичными – нет транспорта или руководство школы, перестраховываясь, не выпускает детей за пределы своей видимости.
Больше остальных в этом плане повезло лесничеству «Бурундучок» из ХМАО-Югры.
Руководитель Нелли Холодаева делится опытом:
– Когда лесничество организовалось, за нами закрепили кедровник площадью десять гектаров неподалеку от города. Мы проводим там все свои праздники, занимаемся научной работой. Например, недавно Нижневартовский лесхоз предложил нам взять на себя искусственную посадку кедров на двух горельниках. Но мы провели исследования и пришли к выводу, что на горельниках идет хорошее естественное возобновление. Надо просто дать маленьким кедрам расти. Еще мы проводим на своем участке субботники, почти каждые выходные выезжаем и следим за порядком. В прошлом году сделали выговор медколледжу за то, что ребята оставили мусор в мешках. Нынче они уже так не поступили.
Кроме участка, у «бурундучков» есть свои грядки и теплица на базе лесхоза. В этом году, когда все сотрудники были заняты на тушении пожаров, дети ухаживали не только за своими сеянцами, были незаменимыми помощниками лесничих.
Школьное лесничество Нелли Холодаевой – одно из передовых в нашем регионе. Но в перспективе свой лесной участок должен появиться у каждого.
По мнению Веры Пахомчик, директора центра «Свобода», координирующего работу школьных лесничеств, дети готовы к такой ответственности. Они обустроили небольшие участки перед школами, а в трех муниципальных образованиях – самостоятельно заложили скверы.
– Мы пять лет работали над программой школьных лесничеств по контракту с департаментом лесного комплекса, – говорит Вера Константиновна. – Алексей Петрович Ташкинов сказал: «Давай будем делать». И вот мы делаем. Но пришло время, когда и государство должно позаботиться о программе. Школьные лесничества должны стать полноценным дополнительным образованием, как школы искусств или спортшколы. Например, такое можно создать на базе Тюменского лесотехнического техникума. Хотя бы в нашем регионе попробовать, ведь в этом году он обозначен как экспериментальная площадка по организации школьных лесничеств.
В начале сентября предложения Веры Пахомчик рассмотрят на заседании в окружном департаменте лесного хозяйства. Но прежде преподаватели и лесничие обсудят их на круглом столе, который пройдет в рамках фестиваля «Живая природа». А дети закрепят полученные на мастер-классах знания на практике, в «лесной эстафете».