Новые правила предоставления коммунальных услуг изменят порядок расчётов за электроэнергию.
С 1 сентября вступает в законную силу постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г.
№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Этот законодательный акт пришёл на смену постановлению № 307 от 23.05.2006 г., ранее регламентировавшему эту сферу деятельности. Новые правила вносят ряд изменений во взаимоотношения между собственниками жилья, ресурсоснабжающими организациями и предприятиями ЖКХ. Часть этих нововведений коснётся непосредственно потребителей электроэнергии ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» – физических лиц. Об этих изменениях мы попросили рассказать начальника Южного межрайонного отделения ОАО «ТЭК» Римму Карпову.
– В чём заключаются изменения для собственников жилья, вступающие в силу с 1 сентября?
– Эти изменения касаются, прежде всего, порядка расчётов бытовых потребителей, то есть физических лиц, за коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию. На данный момент в нашем регионе сложилась система, при которой абонентам ОАО «ТЭК» счёт за потреблённую электроэнергию не выставлялся. Потребитель самостоятельно, явочным порядком, рассчитывал сумму к оплате. При этом зачастую абоненты не имели индивидуальных приборов учёта или не предоставляли их показания. Подобная практика не позволяла организовать в полной мере учёт электроэнергии, определить реальные объёмы потребления и потерь в электросетях сетевых компаний.
Согласно новым Правилам предоставления коммунальных услуг потребитель обязан в целях учёта потреблённых коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учёта (пункт 34г Правил) и регулярно передавать их показания (пункт 34в). На основании этих данных мы выполним расчёт и отправим абоненту квитанцию-извещение, по которой он и произведёт оплату.
Очевидно, что данная система расчётов более эффективна при учёте потребляемых энергоресурсов, абсолютно прозрачна и основана на точных данных. Кроме того, она даёт потребителям возможность производить расчёты за реальный расход электроэнергии, контролировать его и снижать затраты. За нами, в свою очередь, закреплена обязанность периодических проверок состояния приборов учёта и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. Так что ошибки и неточности при такой системе расчётов практически исключены.
– В какой период абонентам нужно снимать показания приборов учёта и куда их передавать?
– Наши абоненты будут обязаны передавать показания электросчётчика в период с 15 по 26 число текущего месяца. Первые показания необходимо передать уже в сентябре, далее ежемесячно в указанные даты. Это можно сделать по телефону call-центра ОАО «ТЭК» 8-800-100-5606 (звонок бесплатный); через информационный ящик с логотипом ОАО «ТЭК», расположенный в Южном МРО (г. Заводоуковск, ул. Шоссейная, 158); по электронной почте lkk_southmro@energosales.ru или воспользоваться сервисом «Личный кабинет клиента» на сайте Тюменской энергосбытовой компании (www.tmesk.ru).
– Многие потребители привыкли пользоваться при оплате счетов абонентскими книжками. Получается, что теперь эти книжки не нужны?
– Это не совсем так. Они являются удобным инструментом контроля над потребляемыми ресурсами, прежде всего, для самого абонента. Если потребителю удобно пользоваться абонентской книжкой, он может продолжать это делать, как и раньше, записывая в книжку показания прибора учёта, рассчитывая на их основе сумму платежа и оплачивая её в почтовых отделениях. Только теперь желательно это делать до 20 числа месяца, чтобы мы успели получить данные от Почты России до 26 числа. В начале следующего месяца абонент в любом случае получит квитанцию-извещение от ОАО «ТЭК» – просто уже оплаченную по факту.
– Кто будет доставлять эти квитанции, в какой срок и где их нужно оплатить?
– Квитанции нашим потребителям будут доставлять на дом почтальоны – до 10 числа каждого месяца. Оплатить их желательно в течение трёх дней после получения. Если вдруг по каким-то причинам вам не доставили квитанцию до 15 числа, сообщить об этом можно по телефону (34542) 6-06-13 или по номеру горячей линии ОАО «ТЭК» 8-800-333-78-90 (звонок бесплатный). Кстати, по этим же номерам потребители могут обращаться и с другими вопросами – наши сотрудники всегда готовы дать разъяснения, подсказать, помочь разобраться или решить проблему.
Заплатить за электроэнергию наши клиенты могут в отделениях Сбербанка России и Почты России, кассах Россельхозбанка, Тюменьагропромбанка, пунктах приёма платежей «Уралтелекомсервис». Оплатить счета также можно через терминалы QIWI, QIWI-Кошелёк или с помощью сервиса «Личный кабинет клиента» на сайте Тюменской энергосбытовой компании. И этот список будет пополняться.
– Допустим, у абонента нет приборов учёта. Как в таком случае определяется размер платы за электроэнергию?
– Прежде всего, отмечу, что отсутствие приборов учёта является нарушением законодательства. Согласно статье 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении…» собственники жилых, дачных или садовых домов, подключённых к инженерным сетям централизованного снабжения, должны были обеспечить установку приборов учёта до 1 июля 2012 года. То есть собственнику жилья всё равно придётся оснастить своё жилище счётчиками за счёт собственных средств.
Если у потребителя прибор учёта всё-таки отсутствует или не соответствует требованиям законодательства по классу точности, размер платы определяется, исходя из нормативов энергопотребления (они утверждаются региональными органами власти). Хотелось бы предупредить наших абонентов, что нормативы для домохозяйств с 1 сентября тоже изменятся. Они будут учитывать не только число проживающих, площадь дома и земельного участка, но и количество хозяйственных построек на участке, поголовье домашнего скота, птицы и т.д. Поэтому схема «потребил – заплати по счётчику» более удобна.
– Если абонент не смог по каким-то причинам передать показания приборов учёта в установленный срок, как ему поступить?
– В этом случае расчёт суммы оплаты сделают наши специалисты, исходя из среднемесячного объёма потребления электроэнергии этим абонентом. Если потребитель по каким-либо причинам не передаст показания приборов учёта в течение трёх расчётных периодов подряд, то плата будет рассчитываться, уже исходя из нормативов потребления. Когда потребитель возобновит передачу показаний, мы вновь будем выставлять счета на основе этих данных, а за предшествующий период произведём перерасчёт.
– У вашей компании, вероятно, теперь прибавится работы с потребителями?
– Мы к этому методично готовились. Кроме того, с 1 сентября в ОАО «ТЭК» начинается договорная кампания, в рамках которой мы будем перезаключать договоры энергоснабжения с физическими лицами. До конца года наши сотрудники планируют объехать населённые пункты, находящиеся в зоне обслуживания Южного межрайонного отделения, проведут разъяснительную работу с абонентами, расскажут о новых правилах, ответят на вопросы.
Всякое нововведение должно пройти испытание временем, и, конечно, на первых порах не исключены сложности и накладки. Мы со своей стороны постараемся оперативно их урегулировать и свести к минимуму неудобства для абонентов. Я очень надеюсь, что наши потребители отнесутся к переменам с пониманием и будут соблюдать культуру платежей.
Справка:
Адрес Южного МРО: г. Заводоуковск, ул. Шоссейная, 158.
Телефон (34542) 6-06-13.
Телефон «горячей линии» ОАО «ТЭК» 8-800-333-78-90.
Интернет-сайт: www.tmesk.ru