Еще пару лет назад район Войновки и ТЭЦ-2 казался мне окраиной, до которой добираться – если выпала такая оказия – утомительно и долго.
Сейчас дома выросли до самого конца улицы Широтной, вплотную подошли к свертку на Войновку, подбираются к черте города на противоположной, четной, стороне… И удивительное дело – едешь по этому району как будто бы быстрее, бодрее и веселее. Это больше не отшиб, а полноценная часть Тюмени.
– У меня и мысли не возникало, что покупаю квартиру в стороне от городской жизни, – рассказывает новосел жилого комплекса «Малахово» Максим Рудаков. – На работу и я, и жена добираемся по объездной дороге, так что даже пробки нам нипочем.
Максим и еще два десятка хозяев стоят в очереди за ключами. 15 августа в жилом комплексе началось заселение первых новоселов.
Во дворе разлинованы клетки парковок, зеленеют совсем мелкие пока деревца. У дома ГП-8 появилось индивидуальное имя – Широтная, 192/2. А вот его соседи, пять 14-этажных «панелек», пока не имеют даже собственного лица – здесь продолжается стройка. Все двигается и шумит. Грузный, неповоротливый экскаватор копает грунт придомовой территории; каток уплотняет песок; рядом тарахтят бульдозер и трактор. Пытаясь поговорить друг с другом, перекрикивают шум рабочие.
Маляры Евгений Полоумов и Андрей Бусыгин стоят в люльке и заправляются краской перед отправлением наверх – это они покроют серую и невзрачную бетонную кожу дома декоративной косметикой. Работают пульверизатором, потому что валики не берут резные узоры балконов, к тому же так быстрее.
На стороне дома, что обращена к улице, монтируют ярко-красные асбестовые фасадные плиты. Плотник Фарид Аллаяров говорит, что это очень стойкое покрытие, которое за счет лака не выцветает, пыль на нем не задерживается. К тому же монтировать его быстрее, чем красить фасады.
Скорость строительства здесь – одно из важнейших требований. У самого крайнего дома – ГП-1 – полностью пока собраны только два этажа. А в полный рост он должен подняться до конца текущего года.
Вместе с руководителем монтажных работ Алексеем Головкиным забираемся на ГП-1, оттуда видны составленные внизу десятки панелей – как упаковки печенья на магазинном лотке. Правда, вес одной такой панели – восемь тонн. Одну из них кран переводит в вертикальное положение – кладет на специальные качели, подтягивает тросами, и плита под весом собственной тяжести ложится плашмя. Потом ее поднимают наверх и перекрывают этаж.
На этаже панели стоят, подпертые металлическими струбцинами – временными упорами, которые необходимы, пока не схватится раствор.
– Не беспокойтесь, они закреплены надежно, – говорит нам прораб с улыбкой. – В принципе, все технологии строительства - отработаны. Бригады, которые вы видите здесь, работали на «Тюменском-2», в МЖК, втором «Восточном».
Детали – собственного производства Тюменской домостроительной компании. Чтобы начать возведение 14-этажных зданий, панели новой конструкции отправляли в Москву на испытания их несущей способности. Получив положительное заключение, возвели первую высотку из панелей в «Тюменском-2» в 2011 году.
– Что примечательного в новом районе – так это детский сад на 280 мест, – говорит Алексей Головкин.
Красное кирпичное здание прекрасно видно с того места, где мы стоим. Устроена крыша, под которой копошатся рабочие. Из кирпича же собирают офисные помещения.
Еще одна особенность микрорайона – парадные ворота, мостик через теплотрассу с заметной издалека металлической аркой красного цвета.
– Когда открывали этот мост накануне Дня строителя, пустили салют, – говорит прораб Головкин. – Грохот стоял такой, что нас не только видели по всей округе, но и слышали…
… Внутри домов, что стоят у дороги и которые близки к завершению, движения не меньше, чем на улице. В ГП-5 мужчины заливают полы первых этажей, женщины штукатурят стены. В соседнем ГП-6 – клеят обои и устанавливают сантехнику.
– Этот дом у нас выделен для переселенцев из ветхого жилья, – объясняет мастер отделочных работ Мария Дурицына.
В подъездах стоят штабели деревянных межкомнатных дверей, в комнатах пахнет обоями и клеем. Над головой – белоснежный потолок с плинтусами, на полу – линолеум.
Эта обстановка напоминает мне новые квартиры, куда мы последовательно перебирались с семьей в конце 80-х годов. Запах и обстановка – как привет из счастливого детства, когда не надо было доделывать, казалось бы, построенное жилье: таскаться с мешками растворов, скандалить с мастерами и ссориться с соседями. Можно было просто заехать в новую квартиру и жить.
Собственно, те квартиры тоже возводила Тюменская домостроительная компания. На площадке рабочие по секрету рассказали нам, что, по слухам, новый микрорайон называется так, потому что генеральный директор компании Николай Щепелин родился в деревне Малахово. И разве он не имеет права назвать район памятным именем, а детский сад – благозвучным «Николаша»?
НА СНИМКАХ:
Фото Гали Безбородовой