Когда красивая молодая девушка с красным дипломом в кармане идёт
работать учителем в сельскую школу, это, по современным меркам, явление
непривычное.
Антонине Хорзовой 24 года. Она уже второй год работает учителем русского
языка и литературы в Богандинской средней школы N1. Закончила Ишимский
государственный педагогический институт имени Петра Ершова. Параллельно
с основной специальностью прошла обучение по дополнительной
специализации "Журналистика" и теперь успешно реализует внутришкольный
проект - газету "Школьная волна" (в ней освещают события школьной жизни,
поздравляют педагогов и т.п.).
Я пришла в профессию не сразу, - рассказывает молодая учительница. -
Некоторое время работала не по специальности. Позже в поисках работы
наткнулась на объявление: - в Богандинскую школу N1 требовался учитель.
Решила попробовать. Сказать, что я была незнакома с этой профессией
нельзя: моя мама и две двоюродных сестры - педагоги. Мама, кстати была
моей первой учительницей, я жила в педагогической среде".
Сейчас Антонина ведёт занятия в 6-8 классах. Первые впечатления были
слишком не радужными, но благодаря благоприятной атмосфере в коллективе
она сумела адаптироваться к работе. "Роль учителя поменялась, изменилось
и отношение к нему, - констатирует Антонина Хорзова. - Если люди моего
возраста смотрели на учителя широко раскрытыми глазами, то теперь нужно
сделать многое, чтобы завоевать авторитет подростка. Когда я приступила
к работе, вела занятия в 8-9 классах. Поскольку я молода, ребята
попытались разговаривать со мной, как с ровесницей. Приходилось это
пресекать. Надо признать, было нелегко. В практике педагога бывает
всякое: случается, ребёнок нагрубит, а потом выясняется, что для него,
это норма поведения и он так даже с родителями разговаривает. Ищешь к
каждому подход с учётом личностных особенностей".
К урокам литературы Антонина Николаевна готовится тщательно: подбирает
музыкальный материал, связанный с конкретным литературным произведением
(вальсы, романсы). 15-20 уроков проводит с презентациями, слайдами,
кадрами из фильмов. Молодая учительница уверена, что литературу
необходимо связывать с искусством. Важно также провести параллели с
жизнью, чтобы человек мог сравнить литературного героя и себя.
Антонину Николаевну удивляет, что в современных семьях нормой стало
отсутствие домашней библиотеки. Ребята часто спрашивают: где взять то
или иное произведение? И когда они слышат из уст учителя о том, что, в
первую очередь, нужно поискать книгу у себя дома, то сильно удивляются.
По мнению педагога, это недопустимо.
Но заинтриговать детей всё же удаётся. На уроках используется такой
метод полилог - обсуждаются животрепещущие темы, поднятые в
произведении. Ученикам нравится быть непосредственными участниками
процесса, в моменты обсуждения оживляются даже те, кто на уроках не
проявляет особой активности.
В изучении русского языка ребята проявляют большую ответственность, ведь
предстоит экзамен. Вместе с тем, они не умеют связно излагать мысли.
Антонина Николаевна уделяет этому особое внимание на уроках развития
речи.
Молодой педагог применяет исследовательские методы, экспериментальные
задания, практическую работу, стимулирует творческую инициативу
учеников.
Антонина Хорзова приняла участие в конкурсе уроков и внеурочных
разработок "Диалог культур в содержании образования", опубликовала
разработку урока "Литература как искусство слова" на веб-странице
управления образования администрации Тюменского района. В течение
учебного года её ученики участвуют в международной игре-конкурсе по
языкознанию, всероссийских предметных чемпионатах и т.д.
Антонина Николаевна особо благодарна наставникам, которые помогли ей
достичь успехов в работе, создали пространство для самореализации. Среди
них учитель высшей квалификации, почётный работник общего образования РФ
Светлана Геннадьевна Старицина, учитель английского языка Светлана
Борисовна Белоножкина. А в целом, Хорзова признаёт, что в становление,
как специалиста свой вклад внесли практически все педагоги.
По программе "Молодой специалист" Антонина Хорзова получила квартиру в
новом доме в Богандинке. Зарплата поначалу была низкой, и без финансовой
поддержки родителей она здесь надолго бы не задержалась. Но, постепенно,
заработок молодого педагога повысился. Теперь она признаёт, что на такую
зарплату уже можно жить.
У современного учителя больше возможностей преподнести информацию ярко,
выразительно, образно, - считает Антонина Николаевна. Что касается
методик, то я на начальной стадии опиралась на опыт коллег, но
постепенно начинаю вырабатывать свой стиль. Это естественный процесс в
работе любого педагога. Теперь я уже уверенно вошла в профессию и думаю,
что желания всё бросить не возникает. К тому же есть жильё, зарплата,
социальные гарантии. А школа, это такое место... Если ты отсюда не ушёл,
то уже не уйдёшь. К тому же мне не стыдно сказать, кем я работаю. И что
самое важное, учитель нужен обществу и государству, его цель и задачи -
не пустой звук. Поэтому на работу я всегда иду с желанием".
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.