Тема патриотического воспитания стала сегодня как никогда актуальной -
ряды призывников редеют, имидж Российской Армии пошатнулся.
Состоятельные родители стараются отправить отпрысков получать высшее
образование за рубеж, дабы они не попали в российские казармы. Что с
этим делать? Как решить проблемы? Порассуждаем об этом с десантником,
руководителем специализированного класса допризывной военной подготовки
"Карсар" Горьковского МО Ильёй Шафрыгиным.
- Илья Александрович, расскажите о себе: где проходили службу, что
заканчивали, где трудитесь теперь?
- Я родом из Горьковки. Отец был председателем призывной комиссии, мама
- учителем физкультуры в местной школе. Когда я был маленьким, папа меня
возил с собой в военно-полевые лагеря, на сборы, мне всё это страшно
нравилось. Когда отец отказывался брать, я, помню, ревел, уговаривал. В
итоге он соглашался.
После окончания школы получил среднее специальное образование и пошёл в
армию. Службу проходил в Ишимском учебном центре воздушно-десантных
войск N 242. Учился на командира отделения артиллерийской разведки.
Затем по распределению попал в Костромской артполк, где и продолжил
служить по специальности.
Через полтора года подписал контракт. Система службы по контракту
оправдала себя, и заработок, и условия прохождения службы приемлемые.
Тем, у кого не было квартиры, предоставлялось служебное жильё.
Служба была
интересной. Я приобрёл массу новых навыков, командир батареи многому нас
научил.
Из Костромы я уехал, потому что соскучился по родным местам. Там я
познакомился со своей будущей женой, но поженились мы здесь. У нас
подрастает двое ребятишек: четырёхлетний сын и пятилетняя дочка.
Пытались принять участие в программе "Молодая семья", но наша очередь
постоянно отодвигается, а волокиты очень много.
Сейчас мы живём с родителями. Я работаю старшим группы задержания отдела
вневедомственной охраны города Тюмени. На протяжении трёх лет веду
занятия в специализированном классе допризывной военной подготовки в
Горьковке.
- Сколько человек в вашем классе и чем вы конкретно занимаетесь?
- Наш класс существует уже 6 лет. Сейчас занимаются 15 человек, четверо
из них - девочки. В программе - строевая подготовка, изучение истории,
уставов.
Во время каникул стараемся совершать полевые выходы на 2-3 дня. Иногда
просто выбираемся на природу, посидеть у костра. Я практикую встречи
ребят с ветеранами. Начинаются занятия всегда с изучения теории.
Раз в неделю мы изучаем приёмы рукопашной борьбы. В
праздники проводим показательные выступления.
- Специалисты говорят, что основой патриотического воспитания является
национальная идея и национальное самосознание. Как вы считаете, нужна ли
нам национальная идея и развито ли в современной молодёжи национальное
самосознание?
- Чувство патриотизма не делит по национальному признаку граждан,
проживающих в одном государстве. Однако сегодня люди, принадлежащие к
той или иной нации, имеют свои общины. Вроде бы ничего плохого в этом
нет, но у детей впоследствии формируется самоидентификация со своей
национальностью, но не со страной, в которой они проживают. Нужно
разработать иной подход к воспитанию детей в рамках национальных
традиций. Например, в школе ввести специальный урок, на котором ребята
будут изучать культуру, обычаи и традиции национальностей, проживающих
на терртории Российской Федерации. В рамках такой работы и русские
познакомились бы как следует со своей культурой. Я вижу, что все дети
хорошо знакомы с традициями и обычаями своей нации, кроме русских: нашим
только дай в клубе потусоваться, да на папиной машине покататься. В
основе всего лежит семейное воспитание.
Считаю, что стоит попробовать ввести в школе уроки политического
просвещения, потому что у современных детей поверхностное восприятие
роли Российского государства в мировом пространстве. Политическая
грамотность повысит
национальное самосознание молодёжи. И, конечно, нужно, чтобы у них перед
глазами было как можно больше примеров для подражания. Печально, что на
премьеру фильма "Человек-паук 5" идут огромные массы молодёжи. А
попробуй-ка затащи их на ту же "Брестскую крепость" или "В июне сорок
первого". Эту ситуацию необходимо менять.
Что касается национальной идеи, то я считаю, что ею должно стать
воспитание высококультурного, уважающего родину и старших человека,
готового в случае войны взять в руки оружие и пойти защищать свою
страну.
- Бытует мнение, что у молодых людей нет готовности к достойному
служению Отечеству, поскольку сейчас не учитываются опыт и достижения
прошлого, не осознаются реалии и проблемы настоящего. Вы с этим согласны
и, если это так, то как переломить ситуацию?
- В принципе, с этим нельзя не согласиться. Для того, чтобы дети
учитывали и уважали опыт и достижения прошлого, их элементарно нужно
сызмальства возить в гости к бабушкам, дедушкам и другим родственникам,
которым есть что поведать о прошлом. У меня до сих пор ком к горлу
подступает, когда вспоминаю рассказы из жизни своих бабушек и дедушек
(они все воевали). Когда человек видит достойные примеры, это
накладывает отпечаток на его мировоззрение и характер. А через призму
прошлого подросток научится понимать и современную реальность,
осознавать проблемы настоящего.
В школу нужно почаще приглашать ветеранов не только Великой
Отечественной, но и других военных кампаний. На телевидении нужны
интересные передачи на военно-патриотическую тематику: об истории
Вооружённых Сил, о современных Героях России, о новинках военной техники
и оружия.
- Смелость, твёрдость характера, физическая выносливость - необходимые
составляющие военнослужащего. Как руководитель класса ДВП скажите,
насколько эти качества развиты в молодых людях и какие меры вы
применяете, чтоб воспитать в них это?
- Всё это в молодых людях присутствует, но вопрос - в каких количествах?
Если Бог дал человеку физическое здоровье, то нужно воспитывать в нём
внимательность, усидчивость. Я провожу с ребятами занятия по психологии
общения: нужно избавляться от стеснительности и нерешительности. Многие
путают со смелостью агрессию (вот этого-то у них хоть отбавляй). Один
другого нечаянно задел или слово неудачное подобрал - и всё, пошла
ругань, а то и драка. Я объясняю, как нужно себя вести, чтоб было
взаимопонимание. Военная форма требует уверенности, безупречного
поведения, вежливости и галантности по отношению к женщине. Слышал, что
хотят возрождать суворовские училища - поддерживаю полностью. Это большой
шаг в решении проблем патриотического воспитания.
А вот твёрдость характера у молодёжи тянет на "троечку". Брать
инициативу в свои руки, если того требуют обстоятельства, почти никто не
готов. Но мы работаем и в этом направлении.
- Как сформировать у молодёжи осознанную мотивацию к прохождению военной
службы?
- Нужно вернуться к опыту советского времени - ввести в учебный процесс
в школе начальную военную подготовку, чтобы парни к окончанию школы
умели собирать и разбирать автомат, обращаться с противогазом,
маршировать и петь патриотические песни. Неплохо бы возродить проведение
смотров строя и песни. Эта мера поможет психологически
подготовить парней к службе. Когда человек готов, появляется и
мотивация.
- Зачем нужно служить в армии?
- Я категорически не согласен с тем, что службу ограничили одним годом.
За это время солдат не успевает ничему обучиться: только научится
автомат правильно в руках держать, а уже домой отправляется. Навыки,
ответственность, готовность жертвовать собой и осознание себя защитником
Родины приходит только к концу второго года службы.
Теперь же, при таких послаблениях, с учётом пожеланий призывника
относительно выбора войск не отслужить просто грех.
Армия - это школа жизни. Там тебе ни мамы, ни папы - командир за всех.
Каждый, кто относит себя к особям мужского пола, должен отслужить в
армии, в первую очередь, чтобы доказать самому себе, что ты - мужчина.
Беседовала Кристина ТРЕТЬЯКОВА.