Медиакарта
18:31 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Анализ практики предъявления исполнительных документов к лицевым счетам федеральных учреждений, открытым в отделе № 22 УФК по Тюменской области

Организация исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя осуществляется органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. Прежде чем направить исполнительный документ в тот или иной орган Федерального казначейства, взыскатель должен уточнить информацию о месте обслуживания лицевого счета должника. Информация о наличии лицевых счетов размещена на Интернет-сайте Управления Федерального казначейства по Тюменской области в разделе «Информация для взыскателей».

В настоящий момент в отделе № 22 обслуживается 18 федеральных казенных учреждений и 9 федеральных бюджетных учреждений, при этом исполнение судебных актов в отношении казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а в отношении бюджетных учреждений в соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Порядок, установленный для взыскания задолженности с казенных учреждений, близок к порядку, предусмотренному в отношении бюджетных учреждений, в обоих случаях установлен перечень документов прилагаемых к исполнительным документу, описаны условия исполнения судебных актов, перечислены основания для возврата взыскателю документов без исполнения.

Одним из документов прилагаемых взыскателем к исполнительному документу, предъявленному к казенному учреждению, является надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан. Отсутствие или ненадлежащее заверение копии судебного акта является основной причиной возврата исполнительных документов без исполнения. Так за 2012г. и 1 квартал 2013г. к казенным учреждениям было предъявлено 80 исполнительных документов, из них возвращено – 29, в том числе по указанной причине – 16 документов. Поэтому взыскатели при получении судебного акта должны проследить за тем, чтобы копии судебных актов (приговор, решение, постановление, определение) были удостоверены подписями судьи и секретаря суда с приложением гербовой печати суда, если копия состоит из нескольких листов, то они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

При предъявлении исполнительных документов к бюджетным учреждениям, предоставление копии судебного акта не требуется, в связи с чем и количество возвращенных документов значительно меньше по отношению к казенным, из 117 исполнительных документов возращено только 9. Основной же причиной возврата исполнительных документов предъявленных к бюджетным учреждениям является отсутствие даты государственной регистрации взыскателя или должника и идентификационного номера налогоплательщика.

Вступивший в силу с 01.01.2012 Федеральный закон от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам, поэтому взыскателям необходимо проверять наличие новых обязательных реквизитов в исполнительном документе.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для повторного предъявления указанного документа к исполнению. После устранения причин повлекших возврат в Отдел № 22 повторно направлено 16 исполнительных документов из 38 ранее возвращенных. Срок предъявления исполнительного документа составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда.

Результатом исполнения государственной функции по организации исполнения судебных актов является перечисление должником денежных средств в пользу взыскателя. В случае неисполнения федеральным казенным учреждением-должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета. При невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения при отсутствии на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев взыскатели имеют право направить исполнительный документ в службу судебных приставов-исполнителей. Такой порядок связан с тем, что в отличие от казенных учреждений бюджетные учреждения отвечают по своим долгам не только денежными средствами, но и некоторыми видами имущества.

Обращение взыскания на средства федерального бюджет обладает определенными особенностями и зависит от типа учреждения, в связи с чем данное обстоятельство следует учитывать взыскателям при предъявлении исполнительных документов в органы Федерального казначейства.

Отдел № 22 УФК по Тюменской области