Медиакарта
16:43 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Проблемные вопросы казначейского сопровождения государственных контрактов

Одной из основополагающих целей, стоящих перед Федеральным казначейством, является повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. В рамках обеспечения целевого использования средств, выделенных из федерального бюджета юридическим лицам, которые не являются участниками бюджетного процесса, а также сумм авансов по крупным государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг был внедрен механизм казначейского сопровождения государственных контрактов.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ  «О Федеральном бюджете на 2017 год  и на плановый период 2018 и 2019 годов» казначейскому сопровождению подлежат:

1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов;

3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 100 000,0 тыс. рублей федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

4) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров), указанных в п. 3 настоящей части;

5) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с абзацем третьим п. 42 а) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»» казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи в размере свыше 30 и до 80 процентов суммы договоров (государственных контрактов).

Также, согласно положениям Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (далее –Постановление № 249) казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации осуществляется:

- при осуществлении расчетов, получаемых в целях исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу, за исключением государственных контрактов, заключаемых:

Министерством обороны Российской Федерации;

иными государственными заказчиками, если при исполнении государственных контрактов осуществляется банковское сопровождение по решениям, принятым в установленном порядке;

государственными заказчиками в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом;

Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в целях обеспечения товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов.

- при осуществлении расчетов по контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями в рамках исполнения государственных контрактов, указанных в абзаце первом п. 1 Постановления № 249.

Исключением является то, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, не подлежат включению в реестр государственных контрактов, идентификатор по таки контрактам не формируется, а соответственно, такие контракты не подлежат и казначейскому сопровождению.

В чем же суть казначейского сопровождения контрактов?

Механизм казначейского сопровождения контрактов предусматривает проведение и учет операций с бюджетными средствами на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.

Лицевые счета с кодом 41 открываются юридическим лицам - получателям целевых средств, исполнителям и соисполнителям, привлекаемым при исполнении государственных контрактов (договоров).

Целевые средства, выделенные из федерального бюджета юридическим лицам, получателям субсидий, бюджетных инвестиций подлежат перечислению на балансовые счета N 40501, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России.

Операции по зачислению и списанию данных средств отражаются на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.

Согласно требованиям п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1552 «Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»» (далее – Постановление № 1552) основанием для открытия юридическим лицам лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса являются государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения, в соответствии с которыми юридическим лицам предоставляются целевые средства, или нормативные правовые акты о предоставлении субсидий.

Пунктом  7 Постановления № 1552 установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств в государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения включаются следующие обязательные условия:

а) запрет на перечисление целевых средств в определенных качествах;

б) обязанность открыть юридическим лицам лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса в органах Федерального казначейства;

в) представление в органы Федерального казначейства, государственному заказчику, учреждению, сведений об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждения, соглашений;

г) представление в органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств;

д) указание в договорах, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения.

Таким образом, при казначейском сопровождении для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (код 41) клиентом представляются следующие документы:

1)               копия государственного контракта, контракта учреждения (договора), соглашения, заверенная нотариально или государственным заказчиком;

2)               Заявление на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752);

3)               Карточка образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753), заверенная нотариально.

Согласно положениям Постановления № 1552 основанием для открытия юридическим лицам лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса являются государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения в соответствии с которыми юридическим лицам предоставляются целевые средства или нормативные правовые акты о предоставлении субсидий, однако положениями Постановления № 249 данное требование не предусмотрено.

В соответствии с требованиями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н (далее – Приказ № 21н) для открытия лицевого счета для учета операций для учета операций неучастника бюджетного процесса в орган Федерального казначейства кроме заявления и карточки образцов подписей дополнительно для открытия лицевых счетов иным юридическим лицам (в том числе бюджетным (автономным) учреждениям, в случаях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) могут представляться документы, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время не урегулированным является вопрос,  должно  ли юридическое лицо (в рамках исполнения положений Постановления № 1552 или Постановления № 249) предоставить в орган Федерального казначейства копию государственного контракта (контракта учреждения, договора, соглашения), а также должна ли данная копия заверяться и каким способом.

  

Заместитель начальника юридического отдела

УФК по Тюменской области   

С.П. Суслаева