Медиакарта
0:13 | 23 сентября 2018

Погода в Тюмени °С

Портал СМИ Тюменской области

Статья заместителя начальника отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области А.Ф. Куцурова «Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе»

       Система внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства как один из главных инструментов совершенствования казначейской системы стремительно совершенствуется и развивается.

         Основными целями внутреннего контроля и аудита являются:

- обеспечение соблюдения органами Федерального казначейства законодательных и иных нормативных правовых актов;

- повышение эффективности деятельности органов Федерального казначейства;

- повышение качества государственных функций и полномочий, осуществляемых органами Федерального казначейства.

     Еще в недавнем прошлом внутренний контроль и аудит представляли собой довольно трудоемкий и затратный процесс, требующий выезда проверяющей группы на объект проверки на определенное количество дней с привлечением специалистов отделов по проверяемым направлениям. Для достижения поставленных целей проверке подлежало большое количество документов, преимущественно на бумажном носителе, что не обеспечивало должного качества проведения проверки.

     С развитием казначейской системы Российской Федерации развивается и система внутреннего контроля и аудита органов Федерального казначейства, разрабатываются и внедряются совершенно новые для казначейской системы стандарты и порядки внутреннего контроля и внутреннего аудита.

    Так, с 2012 года осуществляется структурными подразделениями органов Федерального казначейства контроль с применением методов "самоконтроль" и "контроль по уровню подчиненности" при организации и осуществлении ими функций и полномочий в установленной сфере деятельности. В целях организации применения данного вида контроля разработан Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства (утвержден приказами Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 (срок действия до 16.12.2016), от 16.12.2016 № 475). Хочется отметить, что данный вид контроля является предварительным, оперативным. Он позволяет не только установить факт нарушения, но и своевременно предотвратить возникновение того или иного нарушения, исключить наступление возможного риска.

      Много новшеств на расширение и совершенствование функций внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства пришлось на 2016 год.

     Федеральным казначейством в 2016 году в тестовом режиме внедрен Стандарт осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля (ПОВАК) в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 25.12.2015 № 368. С 1 января 2017 года в соответствии с приказом Федерального казначейства от 11.11.2016 № 419 Стандарт осуществления ПОВАК внедрен в постоянную эксплуатацию в органах Федерального казначейства.

   Основными задачами ПОВАК являются осуществление оперативного выявления, предупреждения казначейских рисков и недопущение нарушений (недостатков), при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности. ПОВАК осуществляется контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального казначейства сплошным способом и в непрерывном режиме в отношении 125 показателей по 7 направлениям деятельности:

- организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- организации и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов между УФК и учреждениями Банка России и кредитными организациями;

- кассовое исполнение федерального бюджета;

- кассовое исполнение бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

- своевременность предоставления оперативной отчетности (код формы 0503152) в МОУ ФК;

- кассовое исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

-  отчет по показателям отдела технологического обеспечения.

        В том же 2016 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) упразднена и часть функций, в том числе по осуществлению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти местных администраций, передана органам Федерального казначейства.

            Специалистами контрольно-аудиторских подразделений осуществляется ряд мероприятий по проведения анализа исполнения бюджетных полномочий (далее – Анализ) органов государственного (муниципального) финансового контроля (далее – орган контроля), а именно:

- ежегодный мониторинг органов контроля, составление перечня органов контроля;

- составление и утверждение плана проведения Управлением Анализа на очередной год;

- проведение и оформление результатов Анализа;

- составление и представление отчетности по результатам Анализа.

        В целях организации проведения Анализа Федеральным казначейством разработан Порядок проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (утвержден приказом Федерального казначейства от 3 июля 2017 года № 17н).

       В целях соответствия процедур внутреннего контроля вновь принятым нормативно правовым актом Федерального казначейства в 2016 году обновлены Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности утвержденные приказом Федерального казначейства от 31.03.2016 № 73.

    Ежегодно Федеральным казначейством актуализируются и совершенствуются Перечень вопросов типовой программы проверки и Классификатор внутренних (операционных) казначейских рисков, которые применяются контрольно-аудиторскими подразделениями при проведении контрольных и аудиторских мероприятий.

      Наряду со всеми новшествами в 2017 году разработан Стандарт управления внутренними (операционными) казначейскими рисками в Федеральном казначействе, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29.09.2017 № 259.

    Внедрение данного Стандарта в органах Федерального казначейства является новой ступенью в системе внутреннего контроля и позволяет не только выявлять вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства, но и идентифицировать и управлять ими.

     В соответствии со Стандартом, процесс управления внутренними рисками осуществляется участниками управления внутренними рисками в следующей последовательности:

- идентификация, анализ и оценка внутренних рисков;

- выбор способов реагирования на внутренние риски;

- мониторинг внутренних рисков;

- оценка эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;

- контроль эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;

- формирование отчетности в рамках управления внутренними рисками.

        Начиная с 1 января 2018 года, вводится в действие Стандарт № 7 «Организация экспертно-аналитического мероприятия, осуществляемого контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства» в соответствии с приказом Федерального казначейства от 29 ноября 2017 года № 330 «Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства».

    Стандарт № 7 разработан для осуществления контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства экспертно-аналитических мероприятий (далее – ЭАМ) в структурных подразделениях ЦАФК, а также ТОФК, ФКУ «ЦОКР». Основными этапами ЭАМ являются:

- определение персонального состава экспертной группы, в том числе руководителя экспертной группы;

- подготовка и осуществление ЭАМ;

- рассмотрение результатов ЭАМ руководителем Федерального казначейства и принятие соответствующих управленческих решений;

- контроль за выполнением решений, принятым по результатам рассмотрения ЭАМ;

- составление отчетности об осуществлении ЭАМ.

      Таким образом, внедрение в казначейскую систему вышеуказанных нормативно-правовых актов обеспечивает переход системы внутреннего контроля и аудита на новую ступень развития, которая требует постоянной систематизации, стандартизации и совершенствования.

Заместитель начальника отдела внутреннего контроля

и аудита УФК по Тюменской области А.Ф. Куцуров