Медиакарта
21:01 | 19 октября 2018

Погода в Тюмени °С

Портал СМИ Тюменской области

Стандарты внутреннего контроля и аудита

Федеральное казначейство представляет собой платежную, учетную, контрольную и информационную систему в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

Одновременно с развитием казначейской системы Российской Федерации развиваются и механизмы внутреннего контроля и аудита органов Федерального казначейства, разрабатываются и внедряются совершенно новые для казначейской системы стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита.

В целях организации применения предварительного и оперативного контроля, который позволяет не только установить факт нарушения, но и своевременно предотвратить возникновение того или иного нарушения, исключить наступление возможного риска данного вида контроля разработан Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475 (далее – Стандарт № 475). В качестве формата контроля выбраны самоконтроль и контроль по уровню подчиненности, смежный контроль.

Основным на этапе планирования процедур внутреннего контроля в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области (далее – УФК по Тюменской области) в соответствии со Стандартом № 475 стало формирование Карты внутреннего контроля, содержащей перечень операций, отсутствие контроля в отношении которых может привести (или приводит) к возникновению нарушений установленных норм и правил. При этом, в УФК по Тюменской области каждый сотрудник на своем рабочем месте осуществляет самоконтроль до того, как его проверит другой сотрудник структурного подразделения, по уровню подчиненности. Начальники структурных подразделений кроме осуществления внутреннего контроля по уровню подчиненности также отвечают за общую организацию и проведение внутреннего контроля сотрудниками в своем структурном подразделении.

Отдел внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области осуществляет внутренний аудит внутреннего контроля в структурных подразделениях УФК по Тюменской области посредством проведения контрольных мероприятий, в том числе по вопросу соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля в структурных подразделениях УФК по Тюменской области.

Для использования при организации и проведении контрольных и аудиторских мероприятий в органах Федерального казначейства по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности разработаны Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, которые утверждены приказом Федерального казначейства от 29.11.2017 № 330 (далее – Стандарт № 330).

Данный стандарт устанавливает:

- основные этапы организации и проведения контрольных и аудиторских мероприятий;

- требования к оформлению результатов проведения контрольных и аудиторских мероприятий;

- требования к рассмотрению результатов проведения контрольных и аудиторских мероприятий и к контролю выполнения принятых управленческих решений по результатам проведения контрольных и аудиторских мероприятий;

- требования к составлению отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства по осуществлению контрольной деятельности.

В рамках Стандарта № 330 при осуществлении контрольной деятельности контрольно-аудиторскими подразделениями определены формы, методы, способы проведения проверки и виды проверки:

- форма проведения проверки - последующая форма;

- методы проведения проверки - комплексная проверка, тематическая проверка;

- способы проведения проверки - сплошная проверка, выборочная проверка;

- виды проверки - выездная проверка, камеральная проверка, комбинированная проверка.

В соответствии со Стандартом № 330 проверки в структурных подразделениях УФК по Тюменской области осуществляются не реже одного раза в 1 – 2 года.

В ходе внутреннего контроля и внутреннего аудита стоят задачи по определению качества выполняемых отделами УФК по Тюменской области возложенных государственных функций и полномочий, установлению причин нарушений, определяются риски, возникающие по направлениям деятельности, меры, которые следует принять для их исключения либо минимизации, степень надежности внутреннего контроля, осуществляемого методами самоконтроль и контроль по уровню подчиненности.

Новым этапом становления системы внутреннего контроля в УФК по Тюменской области послужил процесс внедрения Стандарта управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.09.2017 № 259 (далее – Стандарт № 259).

В соответствии со Стандартом управления внутренними (операционными) казначейскими рисками, процесс управления внутренними рисками осуществляется участниками управления внутренними рисками в следующей последовательности:

- идентификация, анализ и оценка внутренних рисков;

- выбор способов реагирования на внутренние риски;

- мониторинг внутренних рисков;

- оценка эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;

- контроль эффективности функционирования системы управления внутренними рисками;

- формирование отчетности в рамках управления внутренними рисками.

Внедрение Стандарта № 259 в УФК по Тюменской области позволяет не только выявлять вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых органами Федерального казначейства, но и идентифицировать и управлять ими. Ведь наиболее важным является не выявление тех или иных нарушений (недостатков), а установление причин, способствовавших этим нарушениям (недостаткам), и принятие соответствующих мер для избежания наступлений негативных событий, которые могут отразиться на общей деятельности органов Федерального казначейства.

Постоянное совершенствование информационных технологий, стандартизация

и унификация процессов исполнения бюджетов дают возможность осуществлять контроль еще на стадии формирования документов исполнителями.

Другой не менее важный вид контроля, который применялся в УФК по Тюменской области – последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (далее - ПОВАК), регламентируется Стандартом осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, утвержденным приказом Федерального казначейства от 25.12.2015 № 368 (далее – Стандарт № 368).

С 1 января 2017 года, в соответствии с приказом Федерального казначейства от 11.11.2016 № 419 Стандарт № 368 осуществления ПОВАК внедрен в постоянную эксплуатацию. В УФК по Тюменской области последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль осуществлялся отделом внутреннего контроля и аудита сплошным способом и в непрерывном режиме в отношении 125 показателей по 7 направлениям деятельности. Основными задачами ПОВАК являлось осуществление оперативного выявления, предупреждения казначейских рисков и недопущение нарушений (недостатков), при выполнении функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности. В настоящее время действие Стандарта № 368 приостановлено в связи с доработками используемого программного продукта.

Система внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства, как один из главных инструментов совершенствования казначейской системы, стремительно совершенствуется и развивается, а используемые Стандарты внутреннего контроля Федерального казначейства призваны привести к общему знаменателю технологии внутреннего контроля в органах Федерального казначейства по наиболее рискоемким операциям и процедурам. Дальнейшее совершенствование развития предварительного контроля со стороны непосредственных исполнителей, комплексное развитие автоматизации контрольных мероприятий постепенно подводит Федеральное казначейство к оптимизации мероприятий внутреннего контроля и аудита, оперативному реагированию на выявленные нарушения и недостатки в работе структурных подразделений и значительному снижению казначейских рисков.

 

Главный специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области Л.В. Козлова