Медиакарта
19:23 | 30 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Полёты во сне и наяву

Полёты во сне и наяву
17:02 | 22 ноября 2010
Источник: Красное знамя

Нынешний глава района Андрей Линник, как известно, увлекается волейболом и настольным теннисом, его часто можно видеть на матчах футбольного клуба "Столичный" - про другие спортивные мероприятия не приходится и говорить.

Предшественник Линника на посту главы Сергей Усольцев, нынешний заместитель председателя областной Думы, в пору активных занятий лыжными гонками имел в своём послужном списке немало побед, в том числе на марафонских дистанциях, он носит звание мастера спорта СССР.

Не был равнодушным к спорту и Станислав Ламбин, руководивший районом в 2002-2004 гг.: он, в частности, слыл неплохим стрелком.

Но, бесспорно, одним их самых спортивных районных глав был Валерий Бугаев, возглавлявший Тюменский район без малого два десятилетия с 1983 по 2001 годы.

...Он с детских лет грезил о небе. Пробовал поступить в лётное училище, но не прошёл медкомиссию. А потом на долгие годы и вовсе пришлось забыть о своей мечте: много времени требовали сначала учёба в сельхозинституте (который он окончил с красным дипломом), затем семья, наконец напряжённая трудовая деятельность. На одном из праздничных мероприятий, проходивших на стадионе в Боровском, Бугаев обратил внимание на диковинный агрегат, похожий на летающую этажерку. Не в силах скрыть удивления и любопытства, попросил прокатить, и - приземлился по-мальчишески восторженный. Твёрдо решил для себя: "Буду летать!"

Вскоре он стал завсегдатаем Тюменского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ) на Ямской, где познакомился с такими же, как он, энтузиастами. Приобрёл собственный дельтаплан, возле дома в Успенке возвёл ангар, оборудовал взлётную площадку, установил шест с флажком, подсказывавшим ему скорость и направление ветра... И - начал регулярно летать. Почти ежедневно, вернувшись с работы, поднимал в воздух кажущуюся неуклюжей машину. Полёты эти имели и утилитарное значение: будучи руководителем района, Бугаев живо интересовался и видами на урожай, и экологической обстановкой, и противопожарной безопасностью в лесу... Сверху, с двухкилометровой высоты всё это выглядело очень зримо, дополняя информацию, почерпнутую из отчётов.

Люди из ближнего окружения Бугаева поначалу сочли его увлечение за чудачество, но вскоре убедились, что это не дань моде - после того, как он, уже перешагнув шестидесятилетний возрастной рубеж, завоевал две золотые и одну серебряную медали на "Сибирской Икариаде" в Ялуторовске в классе одноместных мотодельтапланов.

"Взмывая ввысь на дельтаплане, чувствуешь себя птицей. Крыло машины становится продолжением твоей руки, и движения схожи с движениями пернатых: выписываешь в воздухе такие виражи".

Он рассказывает о своём увлечении столь вдохновенно, с таким неподдельным восторгом, что невольно заряжаешься его эмоциями и даже начинаешь завидовать его возможности подняться в небо. Помните, как поёт в одном из своих шлягеров Валерий Леонтьев: "Пусть людям крыльев не дано, но так легко моим плечам. Уже зовёт меня в полёт мой дельтаплан"...

Для того, чтобы управлять дельтапланом, конечно же, нужны решительность, выдержка, смелость. Современные летательные аппараты, безусловно, гораздо безопаснее своих предшественников, однако риск всё же есть. А ещё пилоту необходимы знания аэродинамики, навигации и даже метеорологии.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Вот почему в довесок к дельтаплану Валерий Алексеевич приобрёл ещё и автожир - более современную, более маневренную машину. Двумя словами, автожир - это нечто среднее между авиеткой и вертолётом. Подъёмная сила создаётся несущим винтом - ротором, вращающимся свободно под действием набегающего воздуха. Состоит он из рамы, несущего винта, шасси, хвостового оперения, кресла пилота, рукоятки управления и винтомоторной установки.

На автожире, рассказывает Валерий Алексеевич, можно летать низко, задевая траву и при том разогнавшись до ста километров в час; можно подняться на двухкилометровую высоту, откуда люди на земле уменьшаются до муравьиных размеров: "Это непередаваемое чувство, когда ты летишь над землёй навстречу ветру, и небо тебя принимает в свои объятия..."

Изобретение это далеко не новое: первая модель была сконструирована инженером Х.Сиервой ещё в 1919 году. Автожиры имели широкое распространение в США и пользовались большой популярностью благодаря Игорю Бенсену. Именно Бенсен дал второе рождение автожирам после того, как они были вытеснены вертолётами. При незначительном проигрыше в лётных качествах вертолёту автожир был значительно проще и существенно дешевле, да и научиться управлять им можно было самостоятельно. Слоган фирмы И.Бенсена так и звучал: "Если можешь ездить на велосипеде - значит, сможешь научиться пилотировать и вертоплан".

Валерий Бугаев - научился, как многим ранее, ещё в пору студенчества, освоил коньки, а затем и горные лыжи. И как знать, может быть, он в свои неполные 70-т дерзнёт, по примеру Леонида Якубовича, сесть ещё и за штурвал самолёта?

Владимир ПОРОТНИКОВ.