Медиакарта
7:30 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Педагогическая философия. Быть рядом и чуть-чуть впереди

Педагогическая философия. Быть рядом и чуть-чуть впереди
17:15 | 23 ноября 2010
Источник: Красное знамя

Однажды кто-то сказал: чтобы быть счастливым, нужно родиться в нужное время и в нужной семье.

Мне было четыре года, когда я в первый раз переступила порог школы, где моя тётя преподавала русский язык и литературу. Навсегда в памяти остались рассказы дедушки, учителя начальных классов, о событиях школьной жизни. Казалось, он знает всё и обо всём. Самый главный праздник в нашей семье - не день рождения и даже не Новый год, а августовская педагогическая конференция. Именно к ней тётя всегда покупала новое платье, делала красивую причёску, и в доме царила атмосфера праздника и ожидания чего-то нового и грандиозного.

Вопрос о выборе профессии после окончания школы для меня не стоял. Оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни и пристрастия, но и профессии. Я - учитель, и не могу иначе! Моё место рядом с детьми. Рядом и чуть-чуть впереди.

Педагогическая деятельность - это создание мозаики, где образ складывается из кусочков, которые нужно подобрать по цвету и размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Иногда части не совпадают, приходится начинать всё сначала, подбирать детали заново, менять местами. Необходимо урок сделать таким, чтобы он решал не только обычную задачу - дать знания, но и учил творчески мыслить, искать, выбирать и принимать решения.

Каждый учитель должен заботиться о престиже своей профессии, осознавать, для чего он в неё пришёл. Наверное, естественны и мысли, которые рано или поздно приходят в голову педагога: а правильно ли я выбрала профессию? Своим ли делом занимаюсь?

Нелегко воспитать, научить маленького человека, превратить пришедшего несмышлёныша в успешного ученика. Много на этом пути трудностей, проблемных моментов, слёз печали и радости. Но всё же есть плоды труда, когда можно обернуться и сказать: да, я на своём месте, я люблю детей, люблю школу, люблю свою работу! Я счастлива. Восточная мудрость гласит: "Бери - даря, даря - бери". И это так. Дети доверяют мне свои маленькие сердечки. Поэтому всё-таки хорошо, что я работаю в школе. Малютки-ученики становятся подготовленными к нелёгкой школьной жизни. А я отдаю им частицу своей души, жизни, а значит себя.

Кстати, я неплохая актриса, в школьные и студенческие годы занималась в театральном кружке. Может, моё место на сцене, на театральных подмостках? И тут же спорю сама с собой: разве учитель не актёр? Учителю, будто актёру, кричат: "Ваш выход". И он выходит в свете детских глаз, которые насквозь пронизывают его, заставляя контролировать каждый жест, каждое слово, каждый поступок. Но есть и большое отличие, у учителя перед уроком не бывает репетиций. Есть роль в детских судьбах. А какая она - главная или эпизодическая - решать каждому из нас.

Мария ВЕРБИЦКАЯ,

учитель начальных классов, почетный работник образования Тюменского района.