Медиакарта
0:59 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мнение. Стимул для учителя

Мнение. Стимул для учителя
17:27 | 23 ноября 2010
Источник: Красное знамя

Молодой специалист Юлия Черепанова, работающая первый год в начальной школе, надеется, что появятся какие-то изменения в образовании, которые активизируют приход выпускников вузов в школы.

Время покажет, а пока большая часть молодых учителей не идут работать по специальности. По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России - низкая зарплата. Министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил это в одном из интервью: "Официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических вузов идут работать кем угодно - менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями".

Как считает Ю.В.Черепанова, их отпугивают низкая заработная плата и отсутствие перспективы на будущее. Она и сама, откровенно говоря, боялась идти работать в школу, но всё-таки решила попробовать, пока - не пожалела. Но вопрос остаётся открытым: что делать с нехваткой преподавательских кадров?

За ответом на этот вопрос я обратилась к директору одной из начальных школ Тюменского района Наталье Константиновне Росляковой:

- Не секрет, что основная причина непопулярности учительской профессии - это низкая заработная плата и жильё. В большинстве случаев, жильё выдвигается на первое место. Существуют областная и районная программы, направленные на обеспечение молодых специалистов и молодых семей. Всё бы хорошо, но есть одно "но" - молодая семья для участия в областной программе должна располагать собственными средствами в размере не менее 30 процентов от расчётной стоимости приобретаемой квартиры или строящегося дома. У многих таких денег нет.

В нашем районе существует практика заключения четырёхсторонних договоров - между молодым специалистом, образовательным учреждением, администрацией муниципального образования и управлением образования. На основе такого договора молодому специалисту, приехавшему на работу в сельскую школу, предоставляют серьёзную помощь: льготы при оплате коммунальных услуг; земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, рабочее место для супруга или супруги молодого специалиста, место в дошкольном учреждении, если у них есть ребёнок. Хотелось бы надеяться, что в ближайшем времени данные гарантии будут закреплены и на уровне государства, а у учителей появится больше стимулов для прихода на работу в сельскую школу.

Ю.В.Черепанова рассказывает:

- Да, не скажу, что профессия учителя - это лёгкий труд, ведь к детям нужен особый подход, сейчас такое время, что многие ребята приходят избалованными, неуправляемыми. Подчас с ними очень тяжело. Но я не боюсь трудностей, мне интересно работать с учениками, ведь они все разные, у каждого свои способности. Что же касается зарплаты, то, без материальной поддержки мужа я вряд ли смогла позволить что-то большее. Если же дадут жильё, это будет хорошим стимулом для меня.

Стоит обратить внимание и на то, что в большинстве школ преподают исключительно женщины. В основном не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии. Разве сможет прокормить семью учитель-мужчина, если средняя заработная плата по Тюменской области составляет 14 тысяч рублей? Думаю, ответ не требуется.

Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вернулись в школы.

Считается, что дефицит преподавателей - мужчин отрицательно сказывается на психологическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растёт в неполных семьях. Лишённые отцовского воспитания, они растут бесхарактерными и легко поддаются влиянию.

От кого зависит решение данных проблем? И что покажет Год учителя? Остаётся только верить. Недаром говорится: "Надежда умирает последней".

Анастасия ДИК.

п. Винзили.