Медиакарта
8:39 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Автоматизация процессов внутреннего контроля

                                                                                                     «Противник, ищущий ваши
                                                                                                      ошибки, полезнее чем друг,
                                                                                                      пытающийся их скрыть»
                                                                                                      Леонадро Да Винчи


В динамично меняющихся условиях развития технологий, любое изменение в функциональной деятельности, влечет увеличение рисков, при которых отклонение результатов от регламентных параметров может негативно влиять на качество исполняемых функций. Не является исключением, и сфера управления общественными финансами. Именно поэтому необходима грамотно и четко выстроенная система внутреннего контроля, которая позволит своевременно реагировать на любые возможные отклонения. И такая система в органах Федерального казначейства создана, и успешно функционирует, позволяя выявлять нарушения (недостатки) на всех этапах обработки документов. Информатизация и автоматизация этой системы позволили повысить качество государственного финансового менеджмента, тем самым обеспечив оперативность при принятии управленческих решений.

В соответствии с Положением об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденным приказом Федерального казначейства от 19 декабря 2016 г. № 478, внутренний контроль — процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами органов Федерального казначейства, ФКУ «ЦОКР», контрольно-аудиторскими подразделениями. Одна из целей внутреннего контроля – это соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов, используемых в работе органами Федерального казначейства, а также выявление, предупреждение либо снижение (операционных) казначейских рисков. Таким образом, система внутреннего контроля должна обеспечивать риск-ориентированный подход к выполнению возложенных функций. Одним из факторов развития системы внутреннего контроля является её автоматизация, которая позволит сократить количество визуальных процедур, она менее трудозатратна, осуществляется чаще всего на методе сплошной проверки.

В настоящее время внутренний контроль подразделяется на 2 вида: предварительный и последующий. Предварительный внутренний контроль осуществляется специалистами функциональных отделов в режиме online ежедневно.

Мы же рассмотрим последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (ПОВАК) как один из важнейших инструментов к осуществлению риск-ориентированного подхода к проведению внутреннего контроля. Реализация ПОВАК осуществлена в используемой информационной системе «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ИС АСФК).

Нормативное регулирование ПОВАК закреплено в приказе Федерального казначейства от 26 декабря 2018 года № 437 «Об утверждении Стандарта осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства».

ПОВАК выполняется после совершения функциональных процессов и операций, т.е. имеет последующий характер и его задача - регистрация уже свершившихся фактов нарушений (недостатков). Он позволяет максимально использовать инструменты мониторинга операционного дня для недопущения фактов несвоевременной обработки (формирования) документов в ИС АСФК. Большая часть контролей направлена на соблюдение сроков обработки документов, а также предоставление отчетных форм. ПОВАК формируется отделом внутреннего контроля и аудита, что позволяет обеспечить принципы независимости, объективности, компетентности и гласности.

Отчет ПОВАК формируется по следующим направлениям деятельности:

- Организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему РФ;

- Организация и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов;

- Кассовое исполнение федерального бюджета;

- Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

- Отчет по показателям ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности по операциям кассового исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджета Союзного государства, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций;

- Показатели отдела технологического обеспечения.

При формировании отчета ПОВАК достигаются следующие цели:

- получение объективной информации о результативности и эффективности деятельности структурных подразделений;

- создание условий для оперативного выявления нарушений (недостатков);

- минимизация внутренних (операционных) казначейских рисков;

- оценка надежности внутреннего контроля в структурных подразделениях.

Отчет по результатам ПОВАК направляется на рассмотрение руководителю органа Федерального казначейства, по результатам рассмотрения которого даются поручения в целях реализации мероприятий, направленных на минимизацию или устранение в дальнейшей деятельности последствий нарушений (недостатков), выявленных в деятельности ТОФК, а также на предотвращение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений (недостатков). Таким образом, независимость и объективность предоставляемой информации обеспечивают эффективность принимаемых, управленческих решений, что позволяет сводить к минимуму возможные риски.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Тюменской области

Надежда Торопова