Медиакарта
9:30 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Эпоха расстрелянных

Эпоха расстрелянных
16:04 | 03 июня 2011
Источник: Красное знамя

Часто ли мы задумываемся о том, что живём в окружении свидетелей недавнего прошлого? Ещё живы бабушки и дедушки, ветераны войны, бывшие репрессированные, блокадники Ленинграда, вынужденные переселенцы, целинники - свидетели полувековой истории родной страны. Есть события, широко освещённые в литературе, искусстве, о них сложены песни и стихи. Но есть страницы истории, о которых ещё совсем недавно не принято было рассказывать.

Надолго запал мне в душу урок истории, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий. Вначале урок вела учитель истории Лариса Хисамовна Ибрагимова, а затем руководитель школьного музея Галия Шарифовна Багизова. В конце урока она обратилась к нам с просьбой помочь в поисках потомков учителей дореволюционной школы и жителей села Ембаево.

Мне казалось, что сталинские репрессии главным образом направлены против партийной и военной элиты и представляли из себя "разборки" среди своих. Но при внимательном осмыслении событий 30-х годов становится ясно, что репрессии - это война против своего народа.

Жертвами тайных репрессий стали десятки тысяч человек, единственная вина которых заключалась в том, что они жили в то страшное время в своей стране. Каждый из них безуспешно пытался найти ответ на вопрос: "За что?" - и не находил его. За то, что не той национальности, "неблагонадёжен", попал в плен, да мало ли за что можно было на всю жизнь получить позорное клеймо врага народа.

Вал человеческих трагедий потрясает своей простотой и обыденностью: родился, работал, арестован, осуждён, расстрелян... Человеческая жизнь с её надеждами, любовью и незаслуженными страданиями - всего в нескольких словах. Потрясла меня и "Книга расстрелянных", вышедшая в 1999 году (составитель Р.С.Гольдберг). В ней я нашла фамилии земляков.

Среди расстрелянных были фамилии учителей из Юрт Ембаевских. Это Таиб Абдуллин, Салих Сагитов, Айнулла Сайдуллин. По словам руководителя нашего школьного музея Г.Ш.Багизовой, Таиб Абдуллин, очень грамотный по тем временам человек, жил в Ембаево, имел семью. До сих пор живы его потомки.

Из воспоминаний родных стало известно, что он закончил медресе в Юртах Ембаевских, учился в Бухаре в высшем религиозном учебном заведении, всего 16 лет. Для того времени это было очень много. Братья его Ситдик и Абдулхак также имели право учительствовать. У Ситдика жива дочь по имени Сара. А вот у Таиба живы только внуки и правнуки.

С Таиба Абдуллина и начинается скорбный список расстрелянных жителей наших мест. Упоминается в нём и Уразмухамед Файзуллин. В Ембаево он был очень известным человеком, в первые годы советской власти стал активным участником преобразований в селе. В фондах областного архива найдены документы, из которых следует, что он работал заведующим мусульманским детским домом в Юртах Ембаевских в 20-е годы прошлого века. Был артистом в Народном доме в составе "комсода" (комитета по содействию школе). Он же был в списках учредителей коммуны "Игенче".

Даже нашлась фотография детских яслей, где сфотографирован его сын Тарзан в трёхлетнем возрасте. У Уразмухамеда было трое детей: сын Тарзан и дочери Роза и Флора. В живых сейчас только Флора.

Дальнейшие мои поиски привели меня в деревню Чикча. Там проживает сын Фазыла Телембаева Агзам. Фамилия его отца также содержится в списках расстрелянных. Он служил муллой в Тураевских Юртах. После расстрела отца, путь Агзама лежал в Казахстан. По дороге туда умирают его жена и дочь. Как сына врага народа Агзама лишили всех гражданских прав, даже права служить в армии. Но несмотря на это, когда началась Великая Отечественная война, он ушёл на фронт. Со своей частью дошёл до Берлина. Был связистом. Имеет много наград. Сейчас ему 95 лет. Живёт в деревне Чикча. Очень много вспоминает об этом страшном времени.

Поделился своими воспоминаниями и с поисковиками школьного музея. Сетует на жилищные условия: семья живёт в старом доме без всяких удобств. На память о нашей встрече его дочь Таскиря, которая ухаживает за своим престарелым отцом, подарила музею его фотографию.

Сведениями о расстрелянных и судьбах их потомков делились со мной ветеран педагогического труда Наригуль Шаймардановна Ашманова, Расима Рагимовна Тимшанова и дочь Ситдика Абдуллина Сара.

По электронной почте я сделала запрос в главное управление внутренних дел по Тюменской области и получала некоторую информацию о Салихе Сагитове и его жене.

Первый ответ на мой запрос был таков: "На Ваше обращение сообщаю, что согласно сведениям ИЦ ГУВД по Тюменской области значится Сагитов Салих, 1880 г.р., уроженец Ембаево Тюменского района, Тюменской области. Осуждён тройкой УНКВД по Омской области (статья не указана) к ВМН (высшей мере наказания)". Также из архивных данных я узнала, что его отчество было Камалович.

Во втором письме пришла архивная справка на его жену: Сагитова Назира; 1890 год рождения; место рождения: Ярковский район, Тюменская область.

Через некоторое время электронной почтой я получила более полный ответ о Салихе Сагитове и Айнулле Сайдуллине.

"По архивному уголовному делу от 1937 г. N 5101 проходит: Сагитов Салих, 14 сентября 1880 г.р., татарин, гражданин СССР, уроженец д. Ембаево Тюменского района Омской области. Состав семьи: жена Назира, 38 лет; сын Сагит, 20 лет; дочь Расима, 11 лет; дочь Майсура, 9 лет; сын Фархат, 7 лет; сын Рауф, 2 года. Образование: не окончил высшую духовную школу "Рушудия" в г. Константинополь, Турция. Учитель, мулла.

По ст. 58, п. 10, п.11 УК РСФСР обвинялся в том, что "...являлся членом контрреволюционной националистической группировки, принимал участие в контрреволюционных сборищах, где вёл контрреволюционную агитацию и высказывал пораженческие настроения".

"Сайдуллин Айнулла, 1879 г.р., татарин, гражданин СССР, уроженец д. Ембаево Тюменского района Омской области. Состав семьи: жена Мафрура, 56 лет, брат Колбай, 63 года. Образование: окончил четырёхклассную духовную школу. Учитель по вероучению, мулла.

По ст. 58 п. 10, п.11 УК РСФСР обвинялся в том, что "...являлся членом контрреволюционной националистической группы, принимал участие в контрреволюционных сборищах, где проводил контрреволюционную агитацию, направленную на развал колхозов".

Наконец-то я узнала кое-какие сведения об этих учителях. Ведь до этого, у кого бы мы ни спрашивали, никто ничего сказать не мог. Теперь появилась возможность найти их потомков. Возможно, родственники Салиха Сагитова живут где-то рядом. По сведениям из журнальных статей, Салих Сагитов был в двадцатых годах прошлого века муллой в деревне Юрто-Бор Ярковского района. В ближайшее время обращусь в какой-нибудь музей в Ярковском районе с вопросами о судьбе его жены и детей.

А вот о детях Айнуллы Сайдуллина ничего не известно. Его брату тогда было 63 года, а жене 56.

Ещё в списках расстрелянных по Тураево и Ембаево числятся Валей Тимшанов, Закир Хайруллин и Салих Муслимов. Кто они, есть ли у них родные, ещё предстоит узнать.

Не дают покоя вопросы: что это за тройка, которая вершила судьбы ни в чём не повинных людей? Среди расстрелянных из наших сёл Уразмухамед Файзуллин - самый молодой. Кто писал на земляков доносы, чьи подписи там стоят? Самому старшему из расстрелянных Валею Тимшанову было 82 года. Какой вред он мог принести государству, оставшись доживать свой век в родных местах? На эти вопросы нам, молодым, нужно искать ответы, знать истину, чтобы не допускать таких страшных ошибок впредь.

Оксана ГОРШКОВА,

учащаяся 10 класса Ембаевской средней школы.