Медиакарта
8:30 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Педагогическая философия. От любознательности - к вершинам самовоспитания

Педагогическая философия. От любознательности - к вершинам самовоспитания
13:26 | 30 августа 2012
Источник: Красное знамя

Я - школьный учитель математики. Назад в детство - таков мой жизненный путь, который, верю в это, поможет стать достойным человеком, ведь от меня будет зависеть судьба окружающих, судьба детей, а, значит, будущее.

Пока я в начале своего педагогического пути и понимаю, что нужно многое узнать и многому научиться, прежде чем стану настоящим учителем. Пока же я преодолеваю период проб и ошибок, и для меня - это время поиска, раздумий, сомнений и открытий. Общаясь с учениками, я поняла, что лишь небольшая часть школьников испытывает удовольствие при занятиях математикой, поэтому я выделила принципы, на которых построены мои отношения с детьми.

На любом уроке математики каждый ребёнок должен работать с увлечением. Стараться, чтобы каждый ученик стремился получать новые результаты своей работы. Необходимо воспитывать желание двигаться вперёд и не останавливаться на достигнутом. Помогать ученикам проявлять свои лучшие качества и создавать для них такие условия, которые побуждают работать над собой.

Умение работать над собой, по моему глубокому убеждению, - залог любого успеха. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить свои способности и добиться большего в жизни. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый ребёнок понял, что самовоспитание - это путь к более интересной и насыщенной жизни.

Я часто беседую со своими учениками об этом, выношу на обсуждение на ученических собраниях, школьных вечерах, встречах с интересными людьми. Темы таких мероприятий очень разнообразны: "Что такое самовоспитание?", "Как преодолевать свои недостатки?", "Методы самовоспитания", "Как работали великие люди над собственным совершенствованием" и др. Рекомендую учащимся вести дневники, в которых они могут фиксировать личные недостатки и определять цели предстоящей работы по самовоспитанию, рассказываю, что дневниковые записи вели многие великие люди.

Считаю, что в наше время, когда быстрое старение информации вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний, большую роль играет самостоятельная работа учащихся. Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учёбы, а это очень важно для будущего выпускника. Работа с учебником и справочной литературой, решение задач, работа с раздаточным материалом, изготовление наглядных пособий, подготовка сообщений, презентаций, работа с Интернет-ресурсами, - виды практической деятельности, которые я применяю на уроках для воспитания в учениках самостоятельности. При выборе конкретного метода самостоятельной работы обязательно учитываю индивидуальные особенности учащихся. Стараюсь, чтобы задания, предлагаемые для выполнения, вызывали у них интерес.

Особого внимания требует работа по самовоспитанию и самосовершенствованию одарённых детей. Стихийно каждый такой ребенок занимается самообучением. Он сам читает книги, сам решает более сложные задачи, задает вопросы по интересующей его теме. Но переход от природной склонности к сознательной позиции самообучения необходим одарённому ребёнку в дальнейшем для более успешного профессионального становления. Помочь же детям на пути самообучения и самосовершенствования может только знающий педагог, никогда не останавливающийся на достигнутом. Иначе нельзя, ведь самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учитель обращает должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Считаю, что дети, научившись работать над собой, добьются в своей жизни очень хороших результатов и будут всегда идти в ногу со временем, ведь умение работать над собой - залог любого успеха.

Ирина БЕЛЬКОВИЧ,

Новотарманская школа.