Медиакарта
19:10 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учит словом и делом

Учит словом и делом
10:05 | 04 октября 2012

Приближается юбилей Уватской школы, поэтому самое время поговорить о её выпускниках, ведь они её лицо, слава и честь.

Сегодня мне хочется рассказать об одной из выпускниц - о Вале Новиковой, ныне более известной как Валентина Александровна Дробинина.

Я знаю ее многие годы. Учила, работала с ней и думаю, школа может гордиться своей выпускницей. Родилась она и выросла в Увате. С ее родителями, Александром Ивановичем и Алиной Андреевной, связана очень романтическая история.

В 1945 году окончилась война, оставшиеся в живых солдаты возвращались домой большей частью на пароходах.

И как только раздавался гудок, все, кто мог, а мы, ребятишки, обязательно, спешили на пристань в надежде встретить кого-то из близких. И многие обратили внимание, как однажды с очередного парохода сошла на берег красивая девушка с белокурыми локонами в военной гимнастерке. Позднее узнали - это наш земляк Саша Новиков привез жену из Польши.

Ну тем, что полька, у нас никого не удивишь - Уват был известен тогда как место ссылки, и побывали здесь и поляки, и финны, и молдаване, и калмыки. Но все они попадали в наши края по принуждению и при первой возможности уезжали. А тут добровольно, вслед за любимым, из Европы в нашу глухомань! Очень романтично!

Мы о таком только в книжках читали. И, конечно, нас, подростков, эта пара очень интересовала. В дни, когда в клубе демонстрировался новый кинофильм и все взрослые спешили туда, мы устраивались на мосту через Полой, а Новиковы жили за Полоем, и терпеливо ждали, когда молодые пойдут в кино.

Дождавшись, тихонько шли за ними, любуясь и восхищаясь. Оба высокие, стройные, красивые и счастливые! Надо отметить, что Алина очень быстро освоилась в Увате. За госте-приимство, доброжелательность ее полюбили соседи и сослуживцы. Может, она и скучала по своим местам, но осталась верна родине мужа даже после его смерти. Хотя уватцы вскоре стали считать ее своей, Алина Андреевна отличалась какой-то внутренней культурой, умением следить за собой, строгостью в обращении, не терпела сплетен и пересудов.

Общаясь с Валентиной Александровной, я часто невольно их сравниваю. Знаю, что Валя была любимицей отца, но в ней четко просматриваются черты матери: то же чувство вкуса, та же сдержанность, даже строгость в общении с людьми, та же принципиальность.

Учила я Валю только в старших классах, с 1963 по 1966 годы. Как сейчас помню ее школьницей: высокая, стройная, красивая девочка с длинными русыми косами, школьная форма сидела на ней как-то по-особому изящно. Училась она очень хорошо, только по математике и физике - четверки, по остальным предметам - пятерки. Ее учителями были Зоя Варнаевна Захарова, Екатерина Ивановна Шехирева, Зоя Прокопьевна Тураева, Александр Иванович и Зинаида Петровна Казанцевы, Муза Николаевна Крючихина, Виктор Данилович Слинкин.

Я вела в ее классе историю и обществознание. Историю она очень любила и увлеченно изучала. Эта любовь и определила ее профессиональный выбор. После окончания школы Валя поступила в Тюменский педагогический институт, на исторический факультет. И мне очень приятно слышать, когда она говорит, что пошла по моим стопам и любовь к истории привила ей я.

Вот ведь как в жизни получается: учишь ученика, ставишь ему отметки за знания, а через какое-то время он уже твой руководитель, оценивает твой труд, и ты гордишься, что он превзошел тебя и в его успехах есть доля твоего труда, ума и сердца.

В студенческие годы Валя познакомилась с курсантом военного училища, вышла замуж и стала Дробининой. А после окончания института как верная жена офицера разделила с ним все тяготы военной службы: неустроенный быт, постоянные переезды из одного конца страны в другой и даже из одной страны в другую, например, с Украины в Монголию.

Но молодые любили друг друга, и трудности их не пугали, а рождение сына еще больше скрепило семью. А вот с устройством на работу были сложности.

Как на Украине, так и в Монголии было мало русскоязычных школ и квалифицированному учителю истории было трудно найти место работы. Но Валя не терялась, бралась за любое дело: выполняла обязанности пионервожатой, организатора внеклассной работы, заменяла болеющих и отпускников в дневной и вечерней школах, но педагогической стезе не изменила.

В 1979 году во время военных учений в Монголии случилась трагедия, погиб муж, и молодая вдова с малолетним сыном вернулась на родину.

С 1980 года по настоящее время Валентина Александровна работает в Уватской школе, сначала заместителем директора по воспитательной работе, а с 1989 года - заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Ее общий педагогический стаж 41 год, из них 33 - в Уватской школе. И на каком бы участке Валентина Александровна ни работала, какие бы функции ни выполняла, ее отличает исключительно ответственное отношение к делу. Об этом свидетельствует трудовая книжка, полностью заполненная благодарностями. Есть здесь записи о получении грамот Министерства просвещения РФ, знака «Отличник просвещения», высшей категории как учителя, так и руководителя. Но, чтобы получить более глубокое представление об этом человеке, я поговорила с людьми, с которыми она работала многие годы. Прежде всего с директорами, ведь завуч - это первый заместитель директора и от их взаимоотношений зачастую зависит и психологический климат в педагогическом коллективе и качество его работы.

Вот мнение Зинаиды Даниловны Корчёмкиной, с которой они проработали в общей связке более 20 лет: «Это очень надежный и ответственный человек. Я всегда со спокойной душой доверяла ей школу, когда по каким-то причинам приходилось уезжать. Работали мы дружно, хотя иногда и возникали разногласия, но мы всегда приходили к общему мнению, так как обе были заинтересованы в высоком качестве учебно-воспитательной работы в школе. Особенно я ценила ее стремление к новому. Она всегда умела держать руку на пульсе педагогической жизни. Наши отношения строились на уважении, взаимопонимании и доверии».

Зинаида Даниловна ушла на заслуженный отдых, и школу возглавила Марина Александровна Жданова, директор молодой, поэтому опыт и знания Валентины Александровны ей очень пригодились.

«Валентина Александровна настоящий друг, замечательная коллега, интересная женщина, мой учитель, уважаемый и авторитетный. Она удивляет меня мудрым отношением к жизни, интересом к любимой работе, отличным чувством стиля», - призналась Марина Александровна.

Свое отношение выразила и учитель истории, нынешний завуч школы Людмила Владимировна Шимолина: «У каждого педагога есть наставник, то есть тот, кто всегда рядом, кто помогает глубже заглянуть внутрь себя, проявить способности, стать профессионалом. Для меня таким наставником стала Валентина Александровна, строгая, искренняя и естественная. Она мастер, который обладает огромным запасом знаний.

И сейчас в должности завуча я могу обратиться к ней с любой просьбой - она всегда поддержит, поможет, посоветует. И я хочу, чтобы она знала, что мы ее любим и хотим, чтобы была с нами всегда».

А вот что говорят учителя, работающие с ней. Г.А. Чемакина: «Валентина Александровна - высокопрофессиональный педагог, мастер своего дела, прекрасно владеет не только своим предметом, но может оказать помощь и любому учителю. Ее отличают увлеченность, интеллигентность, требовательность к себе и своим ученикам».

Я как руководитель школьного методического объединения бывала на многих уроках Валентины Александровны.

На них всегда царила атмосфера коллективного творчества. Класс делится на группы, каждая получает проблемное задание, активно и самостоятельно решает. А учитель, как опытный дирижер, координирует деятельность детей, обобщает, дополняет, оценивает ответы. Речь ее выразительна, содержательна, эмоционально окрашена.

Не удивительно, что ее так уважают ученики. Я неоднократно видела, с какой радостью и благодарностью встречают ее бывшие выпускники. А коллективное мнение нынешних выпускников очень хорошо выразила Даша Озерова:

«Валентина Александровна - учитель по призванию, педагог строгий, но справедливый. На ее уроках всегда интересно, потому что она обладает талантом организовывать работу таким образом, чтобы все были при деле. Этот учитель не только дает нам знания, но и раскрывает понятия о человеческих ценностях. На уроках истории диалог между учителем и учеником происходит на равных, что позволяет им продуктивно взаимодействовать. Валентина Александровна понимает учеников и принимает их такими, какие они есть.

Дисциплина, к которой она нас приучает, воспитывает чувство ответственности за свои поступки. Ей свойственны такие качества, которые в наших глазах делают ее образцом для подражания».

Согласитесь, высокая оценка работы как учителя, так и завуча. И она эту оценку заслужила, потому что всегда работала не считаясь ни со здоровьем, ни со временем, не зная ни выходных, ни отпуска.

Помнится, забегу к ней летом, а она, обложившись журналами, книгами, корпит над учебно-воспитательным планом школы на последующий учебный год, когда все мы, учителя и ученики, отдыхаем. Это ли не жертвенность!

А ведь она еще и хорошая мать. Сын остался без отца в девятилетнем возрасте, и ей пришлось совмещать функции отца и матери. И Валентина Александровна прекрасно с этим справилась - воспитала хорошего сына, привила ему чувство уважения к памяти отца. Не случайно сын тоже стал профессиональным военным, окончил

Высшую военную академию, и, думаю, если бы был жив отец, он бы гордился своим сыном.

Сейчас Валентина Александровна прекрасно исполняет роль бабушки, воспитывает внуков, и я очень хочу, чтобы и они, и ее ученики прочитали мою статью и поняли, какой замечательный человек живет рядом с ними.

Вот такая она - твоя выпускница, Уватская школа, одна из тысяч птенцов, которые вылетели из твоего гнезда и разлетелись по всему свету.

Живет она в Увате, рядом с нами, спешит каждый день в школу, чтобы совершать каждодневный подвиг учителя-подвижника, который учит, воспитывает словом и делом, является образцом для подражания.

с. Уват

Автор: Д.А. МАСЛЕЕВА,