Мы говорим: дом начинается с хозяина, а любое учреждение – с руководителя. Так же и школа. Пройди по ее коридорам и классам и сразу поймешь, какой здесь директор – хозяйственный или нет. Нашей Аксурской школе повезло, директор у нас отменный: и как хозяйственник, и как руководитель коллектива, и как педагог. А ведь надо отметить, в сферу образования привела его по сути случайность. Первое учебное заведение А.К. Курманалиева – Ялуторовский сельскохозйственный техникум. И первый трудовой коллектив – совхоз, где ему довелось возглавлять профсоюз. Затем, когда совхозное производство приказало долго жить, Азата Камсулловича взяли на работу в сельскую администрацию специалистом по земельной реформе.
В наш же педагогический коллектив его сагитировала тогдашний директор Асхабчамал Аликаевна Нигматуллина, прозорливо угадавшая в этом человеке талант руководителя и талант педагога. Побеспокоившаяся о том, чтобы подготовить себе достойную смену. Так это и получилось.
Поначалу Азат Камсуллович вел уроки труда. Учил мальчишек работать с деревом – владеть топором, пилой, рубанком, фуганком, соответствующими станками. А еще – лопатой, ломом, литовкой, поскольку прежде всего на трудовике «висели» все хозяйственные работы. Именно он должен был первым выводить своих подопечных на всякие субботники, на благоустройство школьной территории, на ремонт заборов, хозпостроек, да и самого школьного здания.
Заочно окончил сельхозинститут, получив диплом агронома. И это дало перемену в учебной нагрузке. Стал вести биологию и географию.
Ну а далее жизнь подсказала, что нужно и педагогическое образование. Поступил в Тобольский пединститут и успешно его окончил.
Забегая вперед, скажу, что в настоящее время он ведет информатику. С 1998 года А.К. Курманалиев становится директором девятилетки. И первое его большое дело, которое смело можно назвать благим, – открытие средней школы. Это было настоящее событие для села, праздник для всех. Ведь до этого наши аксурские ученики старшего возраста должны были учиться и жить в соседнем Карагае, куда по весеннему и осеннему бездорожью до сих пор попадать не просто.
Общество всегда предъявляло высокие требования не только к деловым, но и к нравственным качествам руководителя. Компетентность, порядочность, инициативность, предприимчивость – вот те черты, которыми должен обладать человек, призванный вести за собой других. Про нашего директора можно смело сказать, что он этим высоким требованиям вполне соответствует.
Говоря деловым языком, стоит отметить, что А.К. Курманалиев умело осуществляет руководство учреждением в соответствии с его уставом и законодательством Российской Федерации. Грамотно определяет стратегию, цели и задачи развития, принимает решения о программном планировании работы. Решает учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные вопросы. Постоянно поощряет и стимулирует творческую инициативу учителей, стремится поддерживать морально-психологический климат в коллективе. Одним словом, работая на директорском посту, он показал себя как инициативный, ответственный работник, умеющий руководить коллективом.
Мне как председателю профсоюзной организации легко с ним работать. Любую инициативу поддержит, посоветует и поможет. Да и любит, чтобы каждый учитель был в постоянном стремление вперед. Не скупится отметить в человеке хорошее, похвалить за что-то его. И все это создает добрую атмосферу в учительском коллективе. И каким-то таинственным образом передается коллективу ученическому. Там, где каждый отдельный учитель может долго биться, чтобы вдохнуть в своих воспитанников дух товарищества, единства, доброты, теплоты, коллектив учителей, живущий творчески и красиво, способен достичь этого играючи. Конечно, не все у нас гладко и безоблачно, как и во всем педагогическом мире. Но у нас есть самое главное – единство коллектива. Здесь каждый не боится высказать свое мнение и знает – он будет услышан.
В своей деятельности Азат Камсуллович опирается на родительскую общественность. В школе создан управляющий совет, с помощью которого решаются многие вопросы образовательного и воспитательного характера.
Особое внимание директор уделяет укреплению материально-технической базы. Каждый год добавляется в кабинетах новая мебель. Обновлен инвентарь в столовой. Намного приглядней и уютней стало помещение интерната. В спальнях у девочек и у мальчиков стоят импортные кровати и очень удобные шкафы-купе.
Мы никогда не теряли интерес к огороду, где выращиваем все необходимые овощи. Это дает возможность удешевить ребячьи обеды, разнообразить меню и улучшить вкус и качество блюд. И вообще, нашим школьникам не грозят такие опасности, как авитаминоз и гиподинамия. Огород спасает от того и другого (сколько раз там земле поклонишься), а также свежий воздух и солнышко.
Спортплощадка у школы никогда не пустует.
Культ физкультуры и спорта присутствует и среди учителей, начиная с директора. Все мы при необходимости можем встать на лыжи, включиться в легкоатлетические состязания, пробежать «стометровку». И скорее всего поэтому мы в хорошей физической форме.
А еще, может, потому, что сельскому учителю некогда лежать на диване. У каждого дом, хозяйство. Молоко, сметана, творог на столе ежедневно. Именно такое «натуральное хозяйство» и у Азата Камсулловича, крестьянская натура которого таковой и осталась, в самом лучшем смысле этого слова. Он вообще очень работящий и энергичный человек. Все кипит у него в руках как на своем подворье, так и в школе, куда он приходит раньше всех и уходит всех позже. Благодаря таким неослабным заботам в школе идет налаженная жизнь, везде чисто, тепло, уютно. И все это в конечном счете делается для блага детей, чтобы ребятам хотелось идти в класс, быть в коллективе. А иначе – сомнительные компании, безнадзорность и все выходящие отсюда последствия…
На всю жизнь запомнилось мне одно из выступлений Азата Камсулловича на учительской конференции. «Все мы знаем, что лучшие педагоги-новаторы А.П. Макаренко и В.А. Сухомлинский, - сказал он, - проводили мысль, что школа – это семья, где не может быть оставлен вниманием ни один ребенок. Наши дети, они очень разные, - умные, способные, добрые, слабые, бунтари и тихони, живущие скрытно и нараспашку, но все до единого наши. Никого нам нельзя отринуть…».
Что еще роднит нашего директора с Макаренко и Сухомлинским? Азат Камсуллович так же не терпит распущенности ни в чем: будь то внешний вид ученика или исполнение функциональных обязанностей работником. Это – уроки армии и личный опыт руководителя. Сам себе, кстати, он тоже никаких вольностей не позволяет, всегда подтянут и сдержан.
И как следствие такого строгого, ответственного, добросовестного отношения к делу, – множество грамот и благодарностей, которыми отмечены его биографические вехи: армейские, училищные, совхозные и школьные. Но самая главная награда - это ребячья любовь, признательность родителей и уважение коллег, от имени которых и от себя лично желаю Азату Камсулловичу доброго здоровья, успехов и счастья!
А также и нашей школе – дальнейших успехов и процветания!
Руфина ПЕТАКОВА, организатор внеклассной работы, председатель профсоюзной организации