Медиакарта
10:16 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Родная старина»

«Родная старина»
14:38 | 08 ноября 2012

Так называется уголок крестьянского быта, что оформлен в читальном зале Аксурской сельской библиотеки. Но местные жители именуют его музеем. Впрочем, можно и так. Эти два названия друг другу не противоречат. Собирали мы экспонаты в наш музей всей округой, всем миром. Тут можно увидеть утварь, что была в обиходе и в татарских, и в русских семьях. Ведь народы эти живут на сибирском пространстве не один уже век бок о бок. И Аксурку, кстати сказать, основали когда-то русские и назвали Булыгой. А потом уже, при колхозах, потянулся в село и окрестный татарский люд. Пошли и смешанные браки.

И все же в каждом народе остаются сильны свои корни, свои обычаи, своя кухня, свой обиход. Например, в татарских жилищах не стояли русские печи. Сперва клались такие, чтобы сверху входил казан – в нем варили еду. А позднее – камины. Хлеб пекли в специальных печках на улице. Кое-где их еще и ныне можно увидеть в оградах. Но, конечно же сейчас преимущественно пользуются духовками - электрическими, газовыми. Или теми же каминами. А на полках в музее стоят старые казаны, деревянные блюда, кринки, кадки, горшки, пиалы и другая посуда. И другие разные вещи. Например, утюги, что нагревались засыпанными вовнутрь березовыми углями, или старинные самовары, на таких же углях.

Жернова – это тоже прошлое.

На одной из встреч наши бабушки – очевидицы военных лет, показали, как на жерновах мололи зерно. В войну в основном – овёс, чтоб сварить «затируху». И овес давался по горсткам, в счет заработанных трудодней.

Был у нас и такой «урок», как «Жилье наших прадедов». Где в татарских малухах или даже в домах непременно в передней части устраивалось над полом своеобразное возвышение – урын, где и спали, и ели - вся семья - за круглым столом. Есть у нас такой стол в музее. При желании можно принимать гостей и за ним.

А такие вот удобные легкие колыбели, по-татарски шэлтеп, как на этом снимке, вполне востребованы и в настоящее время. Многочисленные же миниатюрные подушечки, прикрепленные к ее держалкам, – это символ богатства, как пожелания малышу.

Многие семейные вещи - именные. Вот, например, раскладная металлическая кровать, которой 130 лет. Ее отдал в музей В.А. Одинцов, ветеран Великой Отечественной воны, бывший директор Аксурского СДК, ныне уже покойный.

Тюбетейку ручной работы, расшитую мулине, отдала в музей Равия Кабировна Валитова. Когда-то этот головной убор носил отец дарительницы, уважаемый в селе человек, Кабир-абый.

Сатия-апа подарила старинную шаль с кистями и старинные полотенца. Самодельная обувь – ичиги – это подарок Л.М. Петаковой, председателя ветеранской организации. Сафура Сагитовна Тухватуллина принесла старинную прялку, обнаруженную на чердаке купленного дома, своей русской родственницы Л.А. Борковой, после смерти хозяйки. Из одинцевского наследия – настенные часы в футляре производства Орловского часового завода, выпуска 1959 года, которые, кстати, идут ещё и сейчас безо всяких помех.

Вот приметы советских лет, нашего пионерского детства. Красный галстук, рубашка белая, барабаны и горны. И ребята, когда приходят на «музейный урок», непременно хотят потрогать занимательные вещицы, подуть в пионерский горн, «постучать» на барабане. Мы же всегда им демонстрируем «Пионерскую зорьку» - ту мелодию, что звучала на линейках и сборах.

И тогда «старина» оживает в глазах ребят и находит отзвук в их сердце.

Факия АБДУЛЛИНА, библиотекарь

с. Аксурка