Какой была Ярковская школа 40 лет назад, чем жили тогда ее ученики? Кажется, что этот вопрос должен вызвать затруднения у выпускников. Не всегда мы можем вспомнить, что ели вчера на завтрак. Но воспоминания о школьных годах настолько сильны, что даже через десяток лет, а то и два, будут ясными, как сегодня. Галина Анатольевна КУРОВА, выпускница Ярковской школы, перелистывая страницы своего школьного альбома спустя 40 лет после выпускного бала, легко вспоминает имена своих учителей и одноклассников:
- Ярковскую школу я окончила в 1970 году. Моя первая учительница - Галина Григорьевна Замятина. Нашему классу очень повезло, ведь мы не расставались с ней все 10 лет обучения в школе. Когда мы переходили из младшего звена в среднее, Галина Григорьевна как раз получила диплом пединститута, в котором училась заочно. И после успешного его окончания вместе с нами перешла работать на среднее звено. Получилось так, что мы были единственным классом в школе, кому не пришлось расставаться с первым учителем.
Класс наш был большим - человек 30. Мы были очень дружными и активными. Нас в школе так и называли – «10 «Б» - десятый боевой». Принимали участие во всех спортивных соревнованиях. Наши девочки-спортсменки Тома Пашина, Галина Ларюшкина, Людмила Богданова, Вера Калашникова играли в волейбол и баскетбол, защищая честь школы и района. Мы с удовольствием выступали на смотрах художественной самодеятельности. На сцену выходили все, даже если ни петь, ни танцевать толком не умели.
Оценки в наших школьных дневниках почти всегда были высокими. Очень много было хорошистов, и большинство моих одноклассников получили высшее образование. За успеваемость класса боролись все вместе. Если кто-то учился чуть послабее, ему обязательно помогали подтянуться в учебе. Я и сама была в числе помощников. Дополнительно занималась с девочкой. Она тогда жила на ул. Дзержинского, а я - на ул. Льва Толстого, возле пищекомбината. И когда требовалась помощь, я, невзирая на расстояние, ходила к однокласснице. С этими дополнительными занятиями связана одна забавная история. Папа этой девочки был фотографом, и однажды она предложила мне вместо занятия попечатать фотографии. Мне это было очень интересно, и я, конечно, согласилась. Так мы вместо уроков целый час печатали снимки.
Наши учителя всегда старались сделать уроки насыщенными, интересными. Очень любила уроки истории, которые вел Борис Васильевич Колчанов. Это были познавательные лекции, в которых не было информации из учебников. Учебники оставались на самостоятельное изучение. В историческом кружке, который вел Борис Васильевич, я была первым кружковцем – так он сам меня называл. Когда однажды на уроке в пятом классе он спросил: “Кто умеет печатать на машинке?”, я тут же вызвалась помочь. Я имела, конечно, представление, как печатать на машинке, пробовала. Но получалось у меня это очень медленно.
Хорошо помню уроки биологии, которые вела Тамара Никифоровна Кузнецова. Она была тогда совсем молодой учительницей, и нам с ней было интересно. Любила уроки немецкого языка и физики. Физику у нас вел сначала Георгий Яковлевич Сотников, потом - Лариса Андреевна Пытько.
Как и многие выпускники тех лет, часто вспоминаю, что школьниками мы постоянно трудились и кому-то помогали. То на картофельном поле, то на льняном. На месте нынешнего поселка ПМК, как его называют в народе, рос лен для льнозавода. Мы его дергали и вязали снопы. Сейчас это даже трудно представить. А однажды за плохую работу на картофельном поле нас даже наказали. В наказание отправили штукатурить здание общежития, то, что возле пожарной части. И такой момент в школьной биографии нашего класса был.
В начальной школе мы занимались сбором золы. Минеральных удобрений не было, поэтому собирали органические. Лесхоз выделил нам лошадь, и мы отправились собирать золу по улицам Ярково, заходя в каждый дом. Кто-то выносил ведерко, кто-то - чуть больше. Надо сказать, что самым удивительным в этой истории было то, что лошадь я до этого так близко даже не видела. А тут сама, третьеклассница, взяла в руки вожжи. Моя мама, когда увидела эту картину, испытала шок. Ну а я, конечно и не задумывалась об этом.
Позднее, когда я уже сама работала учителем в школе, мы с ребятами тоже занимались сбором макулатуры и металлолома. И тоже всегда были в числе лучших, выполняли заданные планы.
В школу я пришла работать в 1975 году. Сначала была лаборантом в кабинете физики, и вела некоторые уроки. Потом заочно окончила институт в Нижнем Тагиле и стала преподавать трудовое обучение у девочек, получила классное руководство.
Раньше уроки труда были совсем не такими, как сейчас уроки технологии. Мы очень много шили. Когда я преподавала швейное дело, девочки даже получали документ об окончании курса. Для этого сдавали экзамен в присутствии технолога из КБО и учителей трудового обучения. Ученицы рассказывали теорию, что-то шили. Что и говорить, на уроки труда раньше отводилось 4 часа в неделю. Плюс 4 часа практики в КБО, где мы шили халаты, фартуки и косынки для сотрудников пищекомби-ната, фартучки на уроки труда в начальной школе.
Позднее трудовое обучение заместили уроками технологии. Этот предмет включает в себя гораздо больше дисциплин. На уроках технологии я учила девочек и вышивке и вязанию, мы осваивали вместе основы экономики. Надо сказать, что многие вещи, созданные руками моих учениц, были выполнены очень аккуратно и их невозможно было отличить от купленных в магазине.
10 лет учебы в школе и 27 лет работы в ней – это, конечно, очень много. Воспоминаний очень много.
Главное, что мне есть с кем ими поделиться. С одноклассниками мы встречаемся регулярно. Обычно в августе. Несмотря на то что ушли из школы 42 года назад, до сих пор чувствуем себя родными друг другу людьми. А о работе в школе не дают забывать мои выпускники.