Медиакарта
23:55 | 28 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Дом хозяином держится

Дом хозяином держится
14:48 | 29 ноября 2012

В нашем селе Аксурка немало людей хозяйственных, талантливых и сметливых. Один из таких Таир Мухаметкалыевич Бариев, у кого поистине золотые руки и светлая голова. От отца, прирожденного плотника, достался ему не только добротный дом, но и ценнейший дар – умение владеть плотницким инструментом. А еще это с детства впитано – мужчина в семье – главный,опора. Он добытчик, кормилец.

Давние читатели «Сельского труженика», увидев знакомую фамилию, наверняка вспомнят, что не раз читали об этом человеке на страницах «районки», где рассказывалось о нем с самых разных позиций. Но прежде всего как об одном из лучших киномехаников и района, и области. Думаю, не лишне об этом вспомнить и сейчас, как мы вспоминаем о лучших колхозных хлеборобах, доярках и скотниках.

Его работа составляла часть его жизни, причем очень существенную, поскольку свое дело он любил. Даже в перестроечном хаосе Аксурская киноустановка из месяца в месяц продолжала выполнять план. И все это благодаря в немалой мере киномеханику, которой не ленился написать красочную афишу и повесить на бойком месте, позвонить кому-то и на дом, чтобы в дальний конец села тоже шла информация. Учитывая, что деревенский народ любит старые советские фильмы, посылал в районную дирекцию киносети соответствующие заявки. И даже, когда перестал существовать Тобольский кинопрокат, желаемые ленты шли откуда-то с Севера. «Волга-Волга», «Отец солдата», «Чапаев», «Молодая Гвардия», «Тихий Дон» и другие. Но, по правде сказать, тоже не без препятствий, поскольку уже тогда подобные фильмы стали теснить американские боевики.

…Опускался вечер на усталые улицы. И люди спешили в клуб. Гас в зале свет, включался проекционный аппарат. И оживал экран, где кипела другая жизнь, но вполне понятная нам, тем, кто рос, взрослел и мужал на высоких советских идеалах. Таир, посматривая время от времени сквозь окошечки кинобудки, привычно ловил реакцию зрителей, смех, какие-то реплики. Улыбался и сам. И порою вовсе не от того, что фильм смешной, а от сознания, что зрительный зал не пустует, что народ стремится в кино. Значит, дело, которому он служит, людям по-прежнему нужно. Но ретивые перестройщики, что культуру загнали в рынок, исходили из каких-то других соображений. И кино угасало, как говорится, не по дням, а по часам. В 2001 году Т. Бариев получил последнюю областную награду за успешный свой труд. И в том же году пошел по совместительству еще на одну работу, в школу, вести уроки труда. Так как мизерная зарплата не устраивала семью.

В 2004-м киносеть перестала существовать. И хотя отставному киномеханику безработица не грозила, оставлял он свою профессию не без доли понятной горечи. Впрочем, и на новом месте работал также, со всей отдачей. Учил ребят азам столярного мастерства и другим трудовым навыкам. Ремонтировал с ними классы в трудовую летнюю четверть, обновлял заборы у школы, настилал тротуары. И работал бы по сей день. Но учитель - и без диплома… Жизнь потребовала – учись. Он, однако, выбрал другое, перешел в кочегары. Дежурит при той же школе. Посменно. А свободное время отдает любимому делу, которое можно назвать хобби. Теплой мастерской своей пока нет, у сарая верстак поставил. Пилит-строгает там. А если что требуется выточить – обращается к своему преемнику, преподавателю технологии, и к руководству школы. Те идут навстречу ему.

В основном же многие вещи сделаны именно в то время, когда сам был «трудовиком». Красивые шкатулки, расписанные под хохлому, можно увидеть во многих домах аксурцев – его родственников, друзей. Как подарок от мастера. Или кухонные наборы.

Знает вся округа его и как мастера-лодочника. Не один заказ выполнил и сейчас не откажется, если кто-то попросит. Ну и сам, конечно, «сапожник» не «без сапог». Вот, на дедовой лодке (на снимке) внук Ильдан и дочка Гузель, мама этого мальчика. В половодье плывут на другую сторону речки, что подходит к самой ограде. Чтобы сети проверить.

Думаю, что читатели «районки», бывающие в Вагайском краеведческом музее, видывали поделки Т.М. Бариева, который неоднократно принимал участие в выставках прикладного искусства. Среди представленных им экспонатов были и вазы, выточеные из дерева, и набор расписных солонок, и красивые ложки, и разделочные доски, и изящные подсвечники. Очень много хороших отзывов экскурсанты оставили о лошадке-качалке, которую дед Таир смастерил для первого внука, а поездили на ней вдоволь и другие внучата, и соседские ребятишки. Никому тут отказа не было.

Что примечательно, творческая жилка в этой семье присуща не только ее главе, но и другим членам. Любит шить и вязать хозяйка семейства Минзифа Абдулловна. Шьёт и вяжет Гузель. И как-то на одну из районных выставок они столько представили всевозможных нарядов и красивых салфеток, что вагайские женщины замирали подолгу возле их «семейной» витрины. Кстати, схему узоров кружевных изделий своих Гузель Бариева брала из журналов для рукодельниц – «Вязание» и «Валентина», которые поступают в нашу библиотеку.

А еще надо отметить, какая эта семья хозяйственная. Держат много скота – три коровы, две лошади, стригунков, молодняк КРС. Нынче взяли еще овец. Две взрослые дочери Бариевых проживают в Тобольске. Но бывают в Аксурке часто. А уж внуки – подавно. Не удивительно, что, готовясь к зиме, Минзифа-апа понаставит полный подпол «закруток». А Таир-абый запасает всякой вяленой рыбы.

Хорошо гостить в таком доме. Кушать бабушкины блины, пироги, баурсаки или дедову рыбку. Или рядом с ним в мастерской «помогать» в серьезной работе. Или сплавать на другой берег Иртыша, за черникой, брусникой, клюквой. Впечатления детства, как известно, самые главные. Ведь они – основа всего, и характера, и способностей, и привычки к труду. И сейчас уже можно видеть во внучатах дедовы гены. Роберт, старший, в четыре года, выбирая с дедом улов из своей самой первой сети, что поставили с дедом в половодье на ближайшей речке, прибежал в восторге домой и с порога сообщил: «Моймал!» («п» он долго не выговаривал). С той поры для него рыбалка – это первое дело.

И вообще, внучатый отряд помогает по силам деду с бабой в работе. Например, на поливке гряд или копке картошки. Те берут с собой ребятишек на ближайший покос за речку. Нынче, несмотря на засуху, поставили там два довольно хороших стога. Понятно, что для восьмилетнего Роберта и пятилетних его собратьев труд лишь только игра, но у каждого уже есть свой инвентарь, в том числе и детские грабельки, смастеренные дедом. На лугу, по примеру взрослых, и они прошлись по прокосу, подбирая остатки сена. Чему были очень довольны. И какой был вкусен обед из «походного» котелка и чаек с ароматом трав.

Нам всегда хочется узнать, в чем секрет семейного счастья. А ведь все на виду. Это прежде всего стремление сохранить свой дом и детей. Привечать своих внуков. Гузель признается, что родительский дом ей помог устоять при крушении брака. А дедуля стал внуку еще вместо отца. Ещё раз посмотрим на фото, где Ильдан вместе с мамой в лодке деда Таира. По всему видать, им надежно здесь и спокойно. Потому что дед у руля. Как и в общем их доме.

Факия АБДУЛЛИНА, библиотекарь

с. Аксурка