Медиакарта
17:18 | 23 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сквозь тьму столетий

Многие ли из нас смогут объяснить значения таких слов, как «кенкет», «паникадило», «шандал», «жирандоль»? Думаю, что большинство окажется в замешательстве. Современному человеку даже трудно представить, что за такими мелодичными названиями скрываются обыкновенные осветительные приборы.

С середины ноября в краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» открыта новая выставка «На лампы свет слетались мотыльки», где представлены разного вида источники света.

Перемещаясь от витрины к витрине, словно путешествуя на машине времени, посетители смогут проследить эволюцию осветительных приборов от простейшего светца с лучиной до электрических ламп.

Огромный интерес у детей вызывают хрестоматийные символы крестьянского быта - светец с лучиной. На Руси для освещения домов с давних пор использовалась лучина (длинная щепа), которая закреплялась в примитивную литую подставку в виде штыря с железными рожками кверху (светец). При таком освещении нужно было вовремя заменить сгоревшую щепу. Обычно в качестве лучины использовали березу, которая горела ярко и не дымила. А чтобы уберечься от пожара, под светец ставили специальное корытце (лохань) с водой, куда падали огарки. Первые русские светцы из-за недостатка материалов изготавливались из старых подков.

Словно появившись из сказки Андерсена «Огниво», привлекает внимание своей таинственностью еще один предмет - кресало. При помощи этого небольшого металлического бруска с мелкими насечками на поверхности наши предки добывали огонь, ударяя его о твердый камень (кремень) и ловя искру на трут - высушенный гриб трутник или пережженную тряпицу. Затем тлеющий трут раздувался и вспыхивало пламя.

А вот зажигательные спички, с помощью которых огонь получали без особых усилий, появились в России только в 30-х годах XIX века. Горючая смесь на их головках состояла главным образом из белого фосфора и той же серы, поэтому они по привычке назывались серничками или серными спичками. Такие спички легко зажигались от трения о шероховатую поверхность. Но при горении они создавали неприятный запах, и что самое главное, были очень вредны для рабочих, так как пары белого фосфора приводили к тяжелейшему заболеванию - фосфорному некрозу костей.

В 1855 году в Швеции изобрели бесфосфорные, безопасные спички, которые постепенно вытеснили прежние и долгое время назывались шведскими. Для их зажигания требовалась особая терка, вначале прилагавшаяся отдельно, а затем приклеивавшаяся к коробку. Эти спички выдержали испытание временем.

Практически одновременно с изобретением спичек появляется и новый вид коллекционирования - филумения (от греческого «любить» и латинского «огонь»). Первые филуменисты появились в России еще до начала производства отечественных спичек - русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры. В середине XX века филумения была одним из шести официально разрешенных видов коллекционирования (наравне с филателией, филокартией, экслибристикой, нумизматикой и бонистикой). С 1988 года увлечен таким необычным видом собирательства и житель районного центра Валерий Лонготкин.

Сейчас его коллекция состоит из 22 разделов и насчитывает около 1000 этикеток от спичечных коробков.

Достаточно полно на выставке представлено керосиновое освещение. Кроме уличных, здесь имеются настольные лампы и переносные фонари, например, «Летучая мышь».

Не многим известно, что такой простой по современным меркам прибор, как керосиновая лампа, создавался в течение нескольких столетий. К ее появлению приложил руку еще сам Леонардо да Винчи, снабдив свой образец стеклом для притока воздуха к горячему пламени. Но решение общей задачи он сам же осложнил попыткой охлаждения этого стекла водой. В конечном счете, великому флорентийцу так и не удалось создать светильник нового поколения.

По самой распространенной версии, современная «керосинка» была сконструирована в 1852-1853 годах фармацевтами одной из аптек Львова Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом, которые масляную лампу сделали керосиновой.

Долгое время керосиновая лампа являлась неотъемлемой частью крестьянского быта. Шли годы, и вместе с ними изменялся внешний вид керосиновых ламп, материалы для их изготовления, а также декор и техника украшения.

Казалось бы, чего такого интересного может рассказать этот осветительный прибор? Но стоит приглядеться чуть внимательнее - и можно заметить солнышко на регулировочном колесике, узор из сердечек и замочных скважин, опоясывающий зубцы конфорки, придерживающие стекло, да и сами зубцы порой имеют причудливые формы, в которых можно увидеть фигурки людей, очертания цветов. Все эти незначительные детали придают неповторимость даже самой неказистой на первый взгляд лампе. Но и при всяком отсутствии украшений силуэт лампы удивляет совершенством своих форм - недаром и в наши дни лампа попадает на полотна художников.

Свет, рассеивающий тьму, заключает в себе нечто волшебное. Даже в век электричества в праздники и в торжественные минуты мы частенько по-прежнему зажигаем свечи, а красивые старинные подсвечники и лампы, как и прежде, служат украшением интерьера и элементом комнатного убранства. Ощутить всё таинство и притягательное волшебство света можно, побывав на выставке «На лампы свет слетались мотыльки», которая продолжит свою работу до середины декабря.

Фото автора

Автор: Ольга БРОННИКОВА, научный сотрудник краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»