Медиакарта
22:44 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Чертищев: в ВТО продовольственной безопасности

Владимир Чертищев: в ВТО продовольственной безопасности
10:07 | 21 декабря 2012

Все активнее обсуждается тема вступления России во Всемирную торговую организацию. Точки зрения высказываются разные, порой самые полярные. Сегодня об этом, по случаю визита в Ярково, мы поговорим с заместителем председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы, членом комитета по бюджету, налогам и финансам, руководителем депутатской фракции КПРФ в областном парламенте Владимиром Чертищевым.

  • Владимир Сергеевич, чем же так страшен черт под названием ВТО?

  • Начнем с конкуренции. Она хороша, когда мы все находимся в равных условиях. Но сегодня из бюджетов разных стран идет разное финансирование сельского хозяйства. Евросоюз и США выделяют до 25 процентов, наши ближайшие соседи – Белоруссия, Украина, Казахстан – 20 процентов, Россия – всего 1,5 процента бюджетных средств. Норматив бюджета любой страны – 10 процентов. В нашей области мы еще успеваем думать об этих вещах и поддержка сельского хозяйства из областного бюджета достигает 6 процентов.

  • В каком виде выделяются эти 25 европейских процентов?

  • В виде дотаций и субсидий. Часто они оперируют цифрами на гектар пашни. Отсюда и более низкая себестоимость продукции. И если, к примеру, из Европы привезут дешевое масло, все его и будут брать. Вспомним «ножки Буша». За несколько лет поставок у нас закрылись 15 птицефабрик. Американцы демпинговали. Согласен, выживает сильнейший. Но в сельском хозяйстве сильнейший тот, у кого государственная поддержка. Пока в Тюменской области она есть – мы и выглядим лучше, чем другие регионы.

  • Дело только в объеме выделяемых средств? Может, мы в чем-то еще проигрываем европейским аграриям?

  • Голодный человек – это революция. Тема продовольственной безопасности сегодня актуальна для всего мира. В 1948 году, когда создавалась ВТО, Америка и Европа вывели свое сельское хозяйство из рыночных отношений. Только государственное обеспечение. Мы же, вступая в ВТО, через шесть лет оставляем само сельскохозяйственное производство без господдержки. Будут строиться дороги к фермам, коммуникации, но не будет прямой поддержки хозяйств. Вот вам пример. Сегодня себестоимость молока около 12 рублей за литр. Дотация из бюджета области – 3 рубля на произведенный литр. А цена реализации – 45-48 рублей за литр. И эту дельту забирает даже не переработчик, а перекупщик. Крестьянину содержать корову становится невыгодно. А что будет и без этих трех рублей?

  • Может ли вступление в ВТО стать как раз стимулом для развития и модернизации производственных ресурсов нашего АПК?

  • Я согласен с тем, что у нас многое делается по старинке, не хватает технологий и прочее. Но все упирается в финансирование. Кредит в западных банках – 2-3 процента годовых, деньги «длинные» - 15-20 лет. У нас – 15 процентов и 5 лет.

  • Но разве у наших фермеров не появится доступ к дешевым западным кредитам? И почему наши производители не смогут также ехать со своим товаром в Европу и активно его продвигать на новых рынках?

  • Для дешевого кредитования нужно, чтобы западные банки сюда пришли. А что тогда наши будут делать? Это уже вопросы финансовой и промышленной безопасности. А насчет новых рынков. Посчитайте транспортные расходы. Те же «ножки Буша». Качество мяса было никаким, малая себестоимость, низкая цена. Сейчас в Россию поступает бразильская свинина. В ВТО нам поставили условие: вводите пошлину на импорт свинины на уровне 10 процентов. А, к примеру, в Европе пошлина на ввоз свинины из других стран составляет 19,6 процента. В Польше – 22 процента, а в Венгрии – 32 процента. У нас, как видите, ставки самые низкие, и сейчас ждем поток дешевой зарубежной свинины. И ведь она разойдется моментально – скажется цена. Украина, вступив в ВТО 4 года назад, полностью потеряла свою сахарную промышленность. Было около 30 заводов, сегодня сахар закупают за границей, получается дешевле. А, кстати, свинину украинцы закупают в Польше. Такой вот парадокс. Я все это говорю не для нагнетания страстей, тем более вступление в ВТО – факт свершившийся. Нам нужно искать новые пути и формы поддержки сельского хозяйства. Только с господдержкой мы сможем создать в АПК абсолютно конкурентную базу. У нас в области за последние 10 лет построены первоклассные молочные комплексы. Это хорошо, давайте двигаться дальше. Но нужны средства. Сегодня необходимо поддержать личное подворье. Создадим заготовительные пункты, и если крестьянин будет знать, что у него купят скот – и мясо, и шкуры, то он спокойно будет заниматься своим хозяйством. Районный кооператив соберет, переработает и увезет дальше потребителю. И эта модель не требует больших затрат. Тем более что на начальном этапе создание таких пунктов профинансирует областной бюджет. Сегодня область выделяет средства и на строительство рынков. Современный продовольственный рынок должен быть в каждом райцентре.

  • Если рынок строит частный инвестор, может ли государство в лице областного правительства помочь ему в строительстве?

  • Безусловно. Например, инвестор может рассчитывать на финансирование строительства коммунальных сетей. В рамках той или иной программы он может получить и дополнительное финансирование. При этом правительство поставит условие – обязательные торговые места для местных производителей и фермеров. Это нормально. Так строился рынок «Михайловский» в Тюмени.

  • Какая еще помощь от областных депутатов может прийти нашим крестьянским хозяйствам?

  • В Сургуте действует свинокомплекс на 6 тысяч голов. Себестоимость мяса – 860 рублей килограмм. Приходишь на рынок – 300 рублей килограмм. Производство дотируют городская Дума и правительство. Мы им говорим: зачем вам это надо? Постройте лучше свинокомплекс в Ярковском районе и будет вам недорогое мясо. Наша задача – помочь развитию сельских территорий юга области. В том числе и путем лоббирования интересов юга на Севере. Думаю, со временем эта работа даст результат.

Автор: Беседовал Евгений ЗЕМЕРОВ